Гелиополис - Город Солнца  Петра

Татьяна Латукова. Ведьма в лесу
Детективный роман с приключениями и переодеваниями
(скачать/читать бесплатно)




Наши собственные ценности

Шувалов К. публикация 08.01.2009

Наше бытие окружено многочисленными предметами - нужными и ненужными, полезными и вредными, приятными и вызывающими наше раздражение. Иногда их разделяют на материальные и идеальные, но такое деление достаточно приблизительно. Каждый материальный предмет для нас сопровождается его идеей (попробуйте что-нибудь сказать о солнце, кроме того, что вы о нем знаете). Но и каждая идея воплощается в предмете материальном, как только мы о ней начнем размышлять, а вне размышлений она для нас вообще не существует. Самая прекрасная музыка есть набор объективно существующих звуков. Гораздо важнее то, что этот набор звуков мы душой своей и ушами ощущаем как нечто прекрасное, в то время как других они раздражают или клонят в сон. Мало того, восторженное или сонливое, или раздраженное состояние появляется у нас еще до звучания самой музыки, лишь при упоминания о ней. Мы верим, что такое состояние овладеет нами при первых же звуках. Вот и сказано ключевое слово для понимания ценности.

Ценным для нас является все то, в необходимость, полезность, приятность чего мы верим. Та самая действительность, в которой мы живем, предстает перед нами существующей, необходимой, полезной, приятной или случайной, нежелательной и даже несуществующей, омерзительной в зависимости от характера, направленности, интенсивности нашей веры. Один и тот же предмет может быть ценным для одних и ненужным для других, прекрасным сегодня и отвратительным завтра для каждого из нас. Причем это относится как к каждому отдельному фрагменту бытия, так и миру в целом, как к умонастроению отдельного индивида, так и мировосприятию народа, эпохи. Так, модные вещи удобны практически для всех, следующих моде, пока она не пройдет. Или еще пример. По книгам, написанным в веках о жизни на Марсе, можно судить о мировоззрении и знании тех эпох, когда они писались. Все это очевидно, и умеющий наблюдать за миром и своим мышлением, может легко в этом убедиться. Но за такой очевидностью скрываются и более серьезные обстоятельства нашей жизни.

В силу того, что человеческие верования формируются стихийно и для их обладателей - далеко не ясным образом, при сильном влиянии “воспитателей “, начиная от любящих нас папы и мамы до любящих себя журналистов и политиков, мы постепенно начинаем ценностные субъективные оценки предмета считать его объективной, независимой от оценки сущностью, принося часто этим вред и себе и окружающим. Но жизнь часто оказывается сложнее , нежели представления о ней.

Но трагична судьба тех , кто в силу определенных обстоятельств оказался всеобщим любимцем , героем толпы . Если почему-то такие ожидания оказываются тщетными (а человек существо нетерпеливое ) , то герой становится для нас подлецом , бездарностью , агентом ЦРУ , исчадием ада , а мы - невинно пострадавшими жертвами , которых надо пожалеть и которым надо компенсировать материальные и моральные потери . А значит - кто новый герой наших ожиданий !? Героем на час каждый из наших избранников становится в ходе реализации нами же собственных догматических (а по иному нас и не воспитывали !) ценностных ожиданий , от которых мы столь же темпераментно отказываемся , не веря в собственные волевые возможности что-либо изменить в собственной судьбе без воли стоящего на пьедестале очередного вождя .

Веками воспитывалось в россиянах желание обожествить того, кто может красиво обещать решить за нас наши проблемы и при этом не требует от нас серьезных волевых усилий . Об этом - наши сказки про Ивана-царевича , Иванушку-дурачка , сидящего на печи . А вот умелец Левша блоху-то подковал , но она ходить разучилась , а сам мастер спился . Но вот умению крити-чески относиться к себе ,к своему стремлению найти очередного бога нас иногда учила жизнь , но не воспитатели. При таком понимании ценностей они превраща-ются из посредников между человеком и миром его бытия , помогающих ему выжить в этом мире , в некоторого демиурга , стоящего над человеком и определяющего его судьбу . Нам же необходимо нажить в себе убеждение в том , и мы сами , и тот мир , в котором мы живем , таковы , каково наше к этому ценностное отношение . У каждой личности свой мир . У собравшейся на площади толпы - один на всех .

Для объективиста, материалиста , истосковавшегося по власти начальника , как и для обывателя , стремящегося поклоняться сапогу начальника , это представляется субъективизмом , подрывом основ . А для свободного человека - это условие един-ственно возможного свободного бытия . Каждый человек потребляет то, что считает ценным .Такие еще недавно встречающиеся понятия как “ псевдопотребности “, “ложные потребности“ , как и “общечеловеческие потребности “являются идеологическим прикрытием чьих-то эгоистических интересов . Ценностная ориентация служит основанием либо для приспособления к условиям своего бытия , либо для его реконструкции (как и вмешательства в чужое, даже - общечеловеческое бытие, вспомните слова партийного гимна : “ Весь мир насилья мы разрушим !” ) . Важно только, чтобы человек ощущал свободу распоряжаться своими ценностями , в том числе - свободу быть рабом, холуем , освободителем . Тут уж ничего не поделаешь ! Он может ошибиться в выборе и формировании ценностей . Ему могут помочь ошибиться, захотят помочь. Но отвечать ему придется за такие ошибки самому, своим разочарованием , судьбой , жизнью. Помощники , конечно , останутся в сторо-не.

Итак, мы видим бытие и себя в нем глазами наших ценностей , идеалов, мировоззрения . Мало того , то, что называется личностью , выступает в данном контек-сте неким целостным миром ценностей Возникает вопрос , что же делает ее целостной , устойчивой в пестром мире бытия и одновременно - мобильной , способной адаптироваться к бытию , но все же оставаться самой собой , или, что совсем плохо для личности , становиться слишком мобильной , бегущей за каждым “ красивым “ предложением золотых гор . Крайний случай такой суеты и погони за счастьем ведет к развалу целостного мира собственных ценностей , распаду личности .

Вывод здесь может быть только такой : необходимо беречь мир своих ценностей (естественно, понимая их таковыми ) , найти приемлемое для себя соотношение между собственным достоинством и внешним авторитетом и помнить, что наше бытие именно таково не только и не столько по причинам объективным, от нас не зависящим , сколько - следствие наших ценностных ожиданий . Это касается каждодневной жизни человека с ее суетой , его прошлого и будущего как личного, так и общественного , того , что мы иногда называем смыслом жизни .

Большинство людей о смысле своего бытия , своего жизненного предназначения ежедневно не размышляют , иначе бы их жизнь превратилась в кошмар , впрочем , как и жизнь их окружающих. Но чаще всего все же подсознательно ощущение некоторого предо-пределения присутствует в душе каждого индивидуума , направляя строй его жизни , делает оптимистическим или пессимистическим его мироощущение в каждом конкретном случае , влияет на то , что мы называем радостью бытия, счастьем, или наоборот - горем, несчастием своей жизни . Таким образом, самое первое при-косновение к миру ценностей приводит нас к мысли об их иерархии , деление ценностей на простые и сложные, существенные и поверхностные , быстроменяющиеся и устойчивые. Соответственно и о личности можно говорить как о живущей в мире этой иерархии .

Как же быть простому человеку? Отказаться от анализа собственной ценностной ориентации и предоставить все неуправляемой судьбе? Можно было бы , если бы не два мешающих этому обстоятельства . Во-первых, “судьба” чаще всего имеет вполне земного хозяина - диктатора, стремящегося использовать волю других людей в своих интересах и потому стремящегося подавить ее как силой , так и ссылками на судьбу, объективную необходимость исторических событий , “божью волю “ и т.д. А во-вторых, человек - существо мыслящее и потому не может обойтись без размышлений о себе и своем будущем ,особенно , в критических для своих ценностей ситуациях. Он может лишь запутаться в них , когда действительность оказывается слишком сложной и когда никто не научил его думать об этом . Ведь приходится наблюдать самого себя и , наподобие Мюнхгаузену , вытаскивать себя за собственные воло-сы.

Не проще ли ухватиться, как за спасительную помощь, за любезно предложенные, но чуждые ему ценности? Но увы , действительность каждого такова , какая у него ценностная ориентация. Иначе - действительностей , одежек столько , сколько людей со своими ценностями. “ А как же быть?” - спросит читатель . Ответ только один: “ Никто за тебя это не решит. Вся твоя жизнь - это удачный или не очень ответ на этот вопрос. Советуем лишь избегать излишнего доверия к авторитетам и думать почаще самому об этих проблемах “.

версия для печати     

Следующая страница: Моральные ценности

    • Главная   • Общество и мы   • Социум   • Наши собственные ценности