Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Моральные ценности

К.Шувалов, опубликовано 08.01.2009

Собственно моральные ценности допускают большую свободу человека в осуществлении ими жизнедеятельности. Без такой свободы невозможно длительное существование ни государства, ни общества. Потребности, интересы людей слишком разнообразны и противоречивы, чтобы их удовлетворить одинаковым образом без индивидуальной инициативы. Эта свобода обеспечивается творческой активностью людей по выработке моральных норм, а также относительной свободой их следованию этим нормам. Все-таки общественное осуждение аморальности в неавторитаризированном менее сурово, нежели приговоры суда, хотя и возможны случаи, когда провинившийся предпочитает последнее . Человека не изолируют от общества , семьи .Степень вины и мера осуждения воспринимается и “судьями “, и “преступником“ в зависимости от их веры в значимость морали и вообще морального достоинства каждого.

В этой связи в истории нередки желания либо ужесточить мораль, превращая ее отдельные требования в нормы права, либо либерализировать жизнь людей, ослабляя правовой контроль их поведения. Причем часто ужесточение норм жизни происходит не вследствие изменения ценностной ориентации жителей государства, а по желанию власть предержащих, особенно если власть достигнута незаконным путем . Впрочем, если в силу каких-либо обстоятельств, связанных с переделом власти, народу “даруется“ моральная свобода, необходимость которой он еще не нажил , то степень такой же ответственности отнюдь не возрастает автоматически.

Перейдем к анализу моральной жизни. Здесь возникает ряд проблем и трудностей, которые необходимо осмысливать каждому . Моральная норма есть некоторое ограничение возможности удовлетворить потребности тому , кто принял на себя следование ей. Но ведь далеко не каждый поступок оказывается в поле внимания общественности . Мало того, далеко не каждое моральное осуждение воспринимается одинаково судьями и нарушителем . Отсюда: возможно ли в принципе общество с соблюдением всех норм светской морали? Не станет ли такое общество благопристойным притоном скрытого разврата? Ведь практически невозможно доказать необходимость для всех выработанных людьми же (но не Богом!) норм морали.

Чтобы сохранить земную свободу и не разрушить земное общежитие, люди выработали еще одну форму моральных ценностей - ответственность перед собой , нравственность , что обеспечивает и мою же свободу, и мою же ответственность, ибо от самого себя человеку некуда деться . Вспомните нравственные терзания Родиона Раскольникова или обращение Ставрогина к Тихону с целью хоть как-то сговориться с собственной совестью - основной характеристикой нравственности . Существование нравственности не избавляет ни человека , ни человечество от серьезных проблем . Ведь нравственные ценности у каждого человека могут быть разными и даже противоречивыми . Моральное осуждение меня может вызвать либо мое согласие с ним, либо желание смириться с ним, жертвуя свободой ради покоя и благополучия, либо - стремление взорвать общество моих угнетателей .

Здесь нельзя говорить о справедливости и правильности поступков. Это - дело лицемеров. Свобода - это то, что индивиддум считает таковой в соответствии со своими ценностями. Ведь справедливой и нравственной была революция в России 1917 г . в глазах революционеров и поверившего им народа. Нравственным представляет-я Ш. Басаеву ( и не только ему ) захват заложников в Буденновске. Тут уж ничего не поделаешь. Такие проблемы как-то преодолеваются , иногда - с жертвами . А каждому человеку приходится в ходе каждого своего поступка или отношения к нему и поступкам других людей совершать нравственный выбор , определяемый глубиной его культуры и характером его нравственных ценностей, силой веры в них .

Только такой выбор создает для него условие ответственности перед собой, обществом, Богом. Не следует думать, что нравственная жизнь связана с постоянными для каждого размышлениями о добре и зле. Душа экономна в своих усилиях. Каждой эпохе, группе людей , каждой личности присущ некоторый набор слов и поступков, которые они определяют как добрые, как моральные ценности.

Следующая страница: Формирование духовных ценностей

    • Главная   • Общество и мы   • Моральные ценности  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Российская интеллигенция или насколько важен гвоздь в сапогеИстинное знаниеЛюбовь и смертьО важности слова человеческогоЧувство прекрасногоНаемный работник: человек в офисе или фрилансер?Наши собственные ценностиМоральные ценностиФормирование духовных ценностейМонархизм как современная общероссийская ценностьМежду Востоком и Западом: противоречия и устойчивостьПравославная церковь и российское двоеверие.Суеверия и предрассудки, связанные с иконамиПутешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Коломенский Кремль Интервью Татьяны Латуковой Терракотовая армия 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта