Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Любовь и Смерть

К.Шувалов, опубликовано 08.01.2009

Во всем мире есть два фундаментальных понятия, без которых не обойтись ни властителю, ни забулдыге, ни гению, ни тупице. Это - Любовь и Смерть.

Жизнь человека трагична изначально . Он ЗНАЕТ о своей смерти, о конечности всего живого, о постоянном уничтожении им живых организмов как необходимом условии продления собственной жизни .Время от времени, в зависимости от обстоятельств, возвращается к этой мысли и бывает вынужден соизмерять с ней остальные ценности . Было бы хорошо, если бы это делалось почаще, причем, думалось не только о своей кончине, но и о смертности всего живого и о возможности и необходимости радости бытия при этом для всего живого. Но как часто бы это ни делалось, все равно перед человечеством и человеком остается постоянный на Земле вопрос: какой смысл в продлении жизни здесь , если смерть неминуема?

Современная наука мало может помочь в разрешении этого вопроса и утешении вопрошающего. На помощь приходят мировоззренческие ценностные установки, которые можно свести к двум основным. Хозяином своей жизни (как и окружающего ми-ра ), а значит и ответственным за ее смысл является сам человек , или Высшая сила , Бог определяет жизнь, судьбу человека . Люди как материальные существа убивают и сами умирают ежедневно, ежесекундно, производят смерть каждое мгновение . От отчаяния спасает лишь рассуждение типа: “ Это еще не я и не мои близкие !” Лишь духовное начало, признаваемое религией сутью человека, делает возможной саму жизнь как ценность.

Любой читатель этих строк может задаться вопросом: если смерть неустранима, то почему нужно утешать себя утопическими мечтами об абстрактном человеке - вершителе собственной земной судьбы или о божественной о нем заботе и его потустороннем бессмертии? Почему не стать убийцей всего живого , если и так все обречено? И тут на помощь человеку приходит еще одна фундаментальная ценность - любовь как выражение преодоления собственной конечности в себе равном и себе подобном, как вера в возможность самовоплощения, саморастворения личности в своем другом, другой личности, как вера в возможность проникновения в откровение Бога, благодаря любви Творца к своей твари .

В истории культуры любовь и смерть выступают соседями, равновеликими действующими силами, определяющими человеческое бытие в мифах , в религиозных сюжетах и в так называемой светской литературе . История свидетельствует, что абсолютизация одной из ее действующих сил - любви или смерти - ведет к их деградации как ценности, превращение любви лишь во временную радость физической близости или в “ стыдное дело “, как и становление смерти ужасом или привычным делом , доступным каждому желающему убивать. Таким образом , можно утверждать, что личность на Земле, ее неповторимость, значимость для себя и других, ее бытие как личности - это формирование и реализация, соответственно, мира ее ценностей , общение с другими благодаря наличию такого мира его души.

Поэтому часто встречающиеся выражения типа “объективная оценка событий “ в лучшем случае можно понять как общезначимая, принятая на сегодня, авторитетно утвержденная или основанная на привычном чувстве страха или интеллектуальной лени, нежелании ее анализировать оценка, ибо и само событие, и его понимание, есть реализация некоторых ценностей и оно объективно лишь фактом своего свершения.

К сожалению, Любовь побеждает Смерть только в духовном смысле. И не случайно в мировом искусстве так часто встречается противопоставление Любви как категории духа и Смерти как свойства материалистического мира. Смысл продления жизни - в обретении Любви. Смерть так или иначе найдет нас в нашем путешествии по жизни, чего не скажешь о чуде любви. И не обязательно романтической. Подчас бывает непросто обрести и любовь к детям, не растерять любовь к родителям, познать любовь в общечеловеческом смысле. Если Смерть - конец пути, то смысл пути - Любовь. В этом ценность жизни.



Следующая страница: О важности слова человеческого

    • Главная   • Общество и мы   • Любовь и смерть  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Российская интеллигенция или насколько важен гвоздь в сапогеИстинное знаниеЛюбовь и смертьО важности слова человеческогоЧувство прекрасногоНаемный работник: человек в офисе или фрилансер?Наши собственные ценностиМоральные ценностиФормирование духовных ценностейМонархизм как современная общероссийская ценностьМежду Востоком и Западом: противоречия и устойчивостьПравославная церковь и российское двоеверие.Суеверия и предрассудки, связанные с иконамиПутешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Русская игрушка Иордания. Шобак Старая икона 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта