Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Чувство прекрасного

Кирилил Шувалов, опубликовано 08.01.2009

Важнейшей ценностью в жизни человеческого существа является чувство прекрасного, определяемое воспитанием , жизнью , общением с искусством. Трудно дать общепризнанное определение этого чувства , ибо оно слишком индивидуально, наиболее полно выражает потребность свободы . Поэтому столь трудно бывает критиковать студента, который на вопрос о том, что ему нравится , скажем , в песнях Beatls, отвечает, что это дело его личного вкуса . Но, к сожалению, часто он об этом вкусе мало что может рассказать даже себе самому, что дает возможность легко управлять им в делах эстетических (а через это - в других) как случайному стечению обстоятельств, моде, так и тому, кто заинтересован в таком управлении умами потребителей искусства.

Слова “мне нравится “ могут лишь означать эстетическое невежество и легкую податливость чужому влиянию. О значении слов в жизни человека выше уже говорилось. Идеи, преподнесенные человеку посредством нравящегося ему искусства, могут обернуться для него рабством в сфере самых различных ценностей, внесенных этим искусством. Эмоции тоже следует воспитывать. В этой связи обратимся к некоторым понятиям .

Предлагаем читателю пройтись вдоль ряда припаркованных автомашин (женщинам - лучше вдоль модных платьев в соответствующем отделе универмага). Даже, если вы не знаете их качеств и параметров, вы все равно выделите среди них нечто вам понравившееся своей формой. Поглядите на витрину, где выставлено зелие запретное, но привлекательное . Даже не зная его вкуса, вы прежде всего остановите взгляд на бутылке изящной формы, если ваш предшествующий опыт не убедил вас в обманчивости этой “формальной “ красоты . Войдите в цех, где десятки людей делают незнакомое вам дело и вы невольно остановите взгляд на том работнике, который выполняет дело с изяществом и легкостью. Хотя зачем ходить в цех ... Число таких примеров бесчисленно, если вы захотите их искать. Но при всем их разнообразии , в них есть нечто общее: человеку, оказывается, свойственно обращать внимание не только на полезность предмета, но и на его форму.

Вот создание некоторых идеальных форм деятельности, предметов, знаковых моделей ( слов , звуков и т. д.) и есть творчество прекрасного, а восприятие этих форм всей душой именно как чего-то идеального есть чувство пре-красного. Идеалы меняются во времени и пространстве, от человека к человеку, от поколения к поколению. Сохраняется лишь человеческая потребность в таких идеальных формах бытия . Что же делает ее таковой ?

Естественно, воспитание человека школой, жизнью, общением с другими людьми , историей. Но это половина ответа ,причем наиболее очевидная. Таким ответом не объяснишь хотя бы творчество нового в искусстве. Ведь отношение к нему как к прекрасному возникает чаще всего далеко не сразу . Лишь время (и многое другое) примиряет потребителей с этим новым видением прекрасного художником , поэтом , мастером. Некоторые удостаиваются этого через мгновение , на другой день , через год . Другие ждут признания годы , столетия . Многие творцы забываются еще при их жизни. Творения других предстают по - новому каждое следующее столетие. Есть даже очень категорическое суждение Ларошфуко: “Писатели пишут для современников, либо для потомков; писать для тех и других еще никому не удавалось ! “

Все попытки объяснить прекрасное как идеальную форму бытия в европейской культуре можно свести к трем. Первая - прекрасное содержится в природе и человек копирует эти формы . В этом есть доля правды, но не слишком ли умаляется роль человека-творца? Разве нет форм человеческого творения, которые нельзя подсмотреть у природы? Отсюда другой подход к прекрасному - это продукт человеческой предметно - практической деятельности и выработанных в ней потребностей производить идеальные формы . В этом тоже есть доля правды . Выше мы уже об этом говорили . Но как быть с искусством? Неужели оно - вторично к производству? Отсюда - третье суждение: прекрасное - символ божественного в человеческом бытии. Веками человек восхищается произведениями классического искусства, а при входе в храм или в зал , где вот-вот зазвучит давно ожидаемая мелодия , у человека замирает душа как при встрече с вечным, перед которым можно только благоговеть, ощущая свое единство с этой дарованной мне вечностью.

Можно найти другое слово для определения состояния творца в его созидательный период (как и любого приобщившегося к прекрасному человека), но у автора не находится другого термина , кроме божественного озарения. Разве не таковым является состояние души поэта, нашедшего после долгих мучений то самое слово, с которым он только и может обратиться к предмету своей любви ( или ненависти ) ? Ведь богов творим мы . Значит, нет однозначного ответа на сущность прекрасного?

Конечно, не думать проще, но не следует бояться собственных ошибок в эстетических суждениях. Ошибки учат. Вглядывание в формы бытия природы, в искусство созидания вещи мастером, в тайны прекрасного, предлагаемые писателем , художником , музыкантом и , конечно , в таинство форм религиозной духовности, дает возможность каждому из нас стать свободнее в этой жизни , да и лучше понимать свободу не только как форму материальной независимости, но и прежде всего как душевное состояние.



Следующая страница: Наемный работник: человек в офисе или фрилансер?

    • Главная   • Общество и мы   • Чувство прекрасного  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Российская интеллигенция или насколько важен гвоздь в сапогеИстинное знаниеЛюбовь и смертьО важности слова человеческогоЧувство прекрасногоНаемный работник: человек в офисе или фрилансер?Наши собственные ценностиМоральные ценностиФормирование духовных ценностейМонархизм как современная общероссийская ценностьМежду Востоком и Западом: противоречия и устойчивостьПравославная церковь и российское двоеверие.Суеверия и предрассудки, связанные с иконамиПутешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Русская игрушка Иордания. Шобак Старая икона 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта