История Культура и искусство Кузнецовы Захаровы |
Наука и техника Общество Путешествия |
Истинное знаниеОб истине как ценности , с которой связано и искусство , и мораль, и наука, и религия, и наше обыденное сознание, пытающееся убедить себя и других в правильности своих поступков на основании некоторых “правильных “ знаний. Сравните следующие объяснения того или иного поступка: “Я хотел так поступить ! “, “ Я думал, что так будет лучше !”, “ Мой поступок соответствует истинному знанию сути дела !”. И вы почувствуете большую убедительность последних слов. Даже Иисус обращался к ученикам: “ Истинно , истинно говорю вам ...”. Истина , в основном , европейский термин , означающий соответствие знания предмету, о котором это знание. Возникает естественный вопрос о том, на чем основано такое утверждение. Просто словами “Я знаю , что это истина“ никого не убедишь. Существует несколько суждений по этому поводу. Труднее всего приходится эстетикам , ибо уж слишком субъективно творчество прекрасного. Но все же стремление найти истинно прекрасное существует. Оно досталось нам в наследство от античности , когда нахождение идеальной формы бытия было целью мудрости. Сейчас некоторый оптимизм по этому поводу существует и опирается он на долговременность античных эстетических идеалов , всеобщее признание, на отражении в искусстве религиозных, идеологических, нравственных и других ценностей, на сам факт существования истины как ценности (кстати, существует и убеждение, что истинная научная теория должна быть представлена в форме, вызывающей чувство прекрасного). Самое интересное состоит в том , что вера в существование истинных форм прекрасного способствует их созданию и признанию . Истинность моральных ценностей стала предметом внимания греческих мудрецов, особенно - Сократа, когда жизнь греков усложнилась и когда стали появляться государства, рабство и прочие прелести цивилизации. Казалось все просто: найдешь истинную форму добра и зла и жизнь станет упорядоченнее и проще. Вопрос о сущест-вовании таких “истин“ различных у разных людей греками как-то не рассматривался . Сократ предлагал их каждому искать в своем сознании с помощью мудреца . А его ученик Платон сделал ответственным за истинные добро и зло некоторый доступный только философу мир идей, понимая который он с помощью тирана научит людей этим истинам. Античный опыт был неудачным. Жизнь оказалась сложнее теоретической схемы. Тогда же появился скептицизм , отрицающий вообще вопрос об истинных моральных ценностях, а софисты предложили заменить поиск истины приобретением умения доказывать правоту своих суждений. Постепенно европейцами овладело убеждение в существовании истинной морали, но дарованной Богом . Этим убеждением жило Средневековье. Возрождение предложило светскую мораль, которая хотя и проверялась иногда на истинность научными средствами (Спиноза), все же опиралась на другие ценности - полезность, общепринятость, простоту, даже революционность. Людям предоставлена свобода в выборе этих ценностей, которыми им следует пользоваться в практической жизни, что сразу же поставило вопрос о конечности всех моральных максимумов, а значит - необязательности следования им . Сохранилась и религиозная мораль. Ее отношение со светскими моральными ценностями - предмет внимания и полемики последних веков. Истинность в науке долгое время оставалась ее основной ценностью. Как говорил А. Эйнштейн, без убеждения в существовании предметов научного познания и возможности найти знание , соответствующее этим предметам , наука не может развиваться. Истинное научное знание - знание законов бытия , т. е. устойчивых, повторяющихся, существенных связей и отношений в изучаемом предмете. Это означает, что за всем разнообразием результатов наблюдений и экспериментов находятся устойчивые законы бытия, доступные их пониманию в теории, содер-жащей в себе некоторый математический формализм и его словесную интерпретацию. Рассмотрим один пример для ясности . U = I * R , что означает: сила тока в цепи определяется напряжением, поданным в цепь, и ее сопротивлением . Это , в свою очередь, означает , что десятки ,сотни, тысячи наблюдений за приборами , включенными в цепь , можно однозначно описать с помощью законов Ома . Все, что не поддается такому описанию - погрешности опыта . Это и есть суть научного понимания электрических процессов. На то , что сами законы Ома сформулированы из ныне забытого предположения об электричестве как некоторой жидкости, а также на то, что никто и никогда своими глазами не видел электрический ток. Так что речь идет о некотором договоре , согласии всех электриков о таким понимании процесса, называемого электричеством, как истинного знания электричества. А сам договор основывается на некоторой традиции, авторитете науки, стремлении сэкономить расход умственной энергии, на возможности описать минимальными средствами целый класс явлений А как же быть с “истиной“ научных знаний? Если все выше названное и назвать истинным знанием , то у традиционного научного мышления , пользующегося этим понятием , в чем-то заимствованным из религии , и у “воинствующего материализма“ это не вызовет серьезного возражения. Научное мышление 20 века предпочитает не пользоваться понятием истина для характеристики своего знания. В обыденном мышлении это понятие для обозначения определенной ценностной ориентации применяется тоже не очень часто. Но оно бывает очень удобно, чтобы отвязаться от детского вопроса “почему ?” , чтобы объяснить взрослым дядям и тетям, зачем их ведут куда-то толпой на “великое и истинное “ дело, чтобы не искать усталому разуму каждый раз смысла своих ценностей, объявив их истинными, чтобы отстоять догматические , устаревшие суждения, да и мало ли для каких еще аналогичных потребностей. Отсюда мое глубокое убеждение: Бойся людей, заявляющих , что они знают истину! Следующая страница: Любовь и смерть
|
Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор Захаровы История Культура Наука и техника Общество Российская интеллигенция или насколько важен гвоздь в сапогеИстинное знаниеЛюбовь и смертьО важности слова человеческогоЧувство прекрасногоНаемный работник: человек в офисе или фрилансер?Наши собственные ценностиМоральные ценностиФормирование духовных ценностейМонархизм как современная общероссийская ценностьМежду Востоком и Западом: противоречия и устойчивостьПравославная церковь и российское двоеверие.Суеверия и предрассудки, связанные с иконамиПутешествия |
История Культура и искусство Наука и техника Общество |
Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия |
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты. Путешествия, исследования, эксперименты, открытия. |
О проекте Контакты Карта сайта |
|||