Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Александрийский маяк

Автор: Т.Захарова

Древние зодчие, скульпторы и художники создавали рукотворные чудеса, которые приводили современников в восторг. Но созданные цивилизациями памятники не могут жить вечно, меняется жизнь, приходят другие народы, строят новые города на месте старых. Да и земные катаклизмы постоянно меняют облик построек народов.

Более 2000 лет тому назад писатели начали составлять списки поразительных зданий и сооружений, которые они видели или о которых им приходилось слышать. Быть может, этот список был своего рода туристическим путеводителем. Список чудес, основанный на тесном мире греков, сохранился до наших дней, хотя из перечисленных сооружений стоять осталось лишь одно. Они известны, как Семь чудес древности. Понятно, что чудеса создавались не только в районе Средиземного моря. Но все эти творения рук человеческих не подвластны времени и продолжают будоражить наши умы, так как являются выражением гения народа, их создавших.

Составление списка самых знаменитых поэтов, философов, полководцев, великих царей, как и памятников архитектуры и искусства — традиционный «малый» жанр греческой эллинистической поэзии и своего рода упражнение в риторике. Сам выбор числа освящен древнейшими представлениями о его полноте, законченности и совершенстве, число 7 считалось священным числом бога Аполлона (Семеро против Фив, Семь мудрецов и т. п.).Упоминания о Семи чудесах появляются в сочинениях греческих авторов, начиная с эпохи эллинизма. Их надо было знать уже в школе, о них писали ученые и поэты. В тексте одного египетского папируса, представлявшего собой своего рода учебное пособие, упоминаются обязательные для заучивания имена знаменитых законодателей, живописцев, скульпторов, архитекторов, изобретателей, далее — самые большие острова, горы и реки и, наконец, семь чудес света. «Отбор» чудес происходил постепенно, и одни чудеса сменяли другие. Полное их перечисление приводит в своей эпиграмме Антипатр Сидонский (3 в. до н. э.):
Видел я стены твои, Вавилон, на которых просторно
И колесницам; видал Зевса в Олимпии я,
Чудо висячих садов Вавилона, колосс Гелиоса
И пирамиды — дела многих и тяжких трудов;
Знаю Мавсола гробницу огромную. Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю вознесший до туч,
Все остальное померкло пред ним; вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде равной ему красоты.

Описанию Антипатра следует сочинение Филона Александрийского (оратор 4 в. н. э. или знаменитый механик 3 в. до н. э.) «О семи чудесах».

Александрийский Маяк

После строительства Александрийского маяка это чудо инженерной мысли сменяет в списке стены Вавилона (как чудо света его упоминает Плиний Старший в «Естественной истории»).

Александрия – столица эллинистического Египта, основанная в 332 году до нашей эры, раскинулась в дельте Нила, на месте Египетского городка Ракотиса. В Александрии стоял саркофаг Александра Великого, здесь же находился мусейон - обиталище муз, центр искусств и науки, технический центр, и школа, и величайшая в мире библиотека, в которой было до полумиллиона свитков.

Гавань Александрии, самая деловитая и оживлённая во всём мире, была неудобной. Нил несёт массу ила, на мелководье среди камней и мелей требуются умелые лоцманы. Чтобы обезопасить мореплавание, решено было построить маяк на острове Фарос, на подходе к Александрии. Остров соединили с материком дамбой, и архитектор Сострат Книдский сын Декстифона приступил к работам. Строительство заняло всего пять лет: Александрия была передовым техническим центром и самым богатым города тогдашнего мира, к услугам строителей были громадный флот, каменоломни и достижения греческих ученых.

Воссозданию образа маяка предшествовала кропотливая работа интернациональной группы ученых.

Александрийский Маяк

После 10 лет исследовательской работы известному французскому ученому Жаку Барьяру удалось впервые воссоздать на чертежах точный образ одного из семи древних "чудес света" – Фаросского маяка в Александрии. Отличающийся научной скрупулезностью Барьяр много времени посвятил изучению записок арабских средневековых путешественников. Они еще имели возможность видеть своими глазами древний памятник, воздвигнутый в III веке до н.э. на островке Фарос. Маяк простоял более 1600 лет и погиб в результате землетрясения 1375 года.

Большую роль сыграло и сотрудничество ученого с французским Центром по изучению Александрии, ведущим подводные археологические исследования у побережья древней столицы Египта. Именно благодаря им несколько лет назад были обнаружены на дне Средиземного моря развалины гениального творения греческого архитектора... Только 2 раза в год видимость в прибрежной зоне позволяет проводить поиск остатков маяка. Водолазы методично опускались под воду и с помощью современной аппаратуры составляли подробную карту лежащих на дне камней. Затем из общего числа выбирались камни, по возрасту относящиеся к тому периоду и которые могли быть составными частями маяка. По их форме и размерам можно было судить о внешнем облике маяка.

Ученый убежден, что его макет даст абсолютно точное, соответствующее исторической действительности представление о том, как выглядел 150- метровый маяк. Фаросское «чудо света» было воздвигнуто предположительно в 279 году до н.э. по приказанию царя Птоломея II и стало символом эллинистической Александрии. Маяк состоял из трёх поставленных одна на другую постепенно уменьшающихся башен. Нижний этаж трехъярусной башни имел четыре грани, обращенные на север, восток, запад и юг. Восемь граней второго яруса были ориентированы по направлению восьми главных ветров. Третий этаж венчал купол со статуей Посейдона высотой 7м. На верхушке третьей башни в объёмистой бронзовой чаше тлел древесный уголь, отблеск которого при помощи сложной системы зеркал на 100 миль указывал местонахождение гавани. Через весь маяк проходила шахта, вокруг которой по спирали поднимались пандус и лестница. По широкому и отлогому пандусу на вершину маяка въезжали повозки, запряжённые ослами. По шахте доставляли горючее для огня маяка.

Как и все что делали древние греки, он был призван пробуждать прекрасное в душах людей. Всех, видевших маяк, приводили в восторг сделанные из позолоченной бронзы высокие стройные женские фигуры, которые время от времени оживали. Это были музы, которые, изящно передвигая большие золотые стрелки на огромных синих циферблатах, показывали силу ветра и высоту морских волн. Другие, грациозно поворачиваясь, следовали за направлением ветра, движением солнца и луны. Словно ангелы-хранители всех моряков, девушки, стоявшие возле больших Водяных часов - клепсидр, били в коки. А в туман и непогоду трубила в изогнутый золотой рог еще одна прекрасная муза, предупреждая мореходов об опасной близости отмелей и подводных скал.

Маяк был еще и крепостью - форпостом Александрии и наблюдательным постом: с его вершины можно было разглядеть вражеский флот задолго до того, как тот приближался к городу. Для этих целей на его башне было множество остроумных технических приспособлений: флюгера, астрономические приборы, часы.

Маяк, воздвигнутый на острове Форос, по своим огромным размерам и сложной системе отражателей света был единственным в своём роде сооружением. Александрийский Маяк стал первой башней с сигнальным огнем в истории судоходства. Свет, от горевшего в нем многометрового костра, фокусировался и отражался вогнутым зеркалом. Казалось, что возникавший при этом луч можно было увидеть и на краю света.

К XII веку н.э. александрийская бухта настолько заполнилась илом, что корабли больше не могли ею пользоваться. Маяк пришел в упадок. Бронзовые пластины, служившие зеркалами, вероятно, переплавили на монеты. Обвалилась обветшавшая за столетия верхняя башня, но долго ещё стояли стены нижнего этажа, которые разрушились от землетрясения.

Александрийский Маяк

В средние века руины древнего маяка были встроены в турецкую крепость Кайт Бей и в ней существуют поныне. Сейчас она превращена в египетский военный форт. Поэтому добраться до остатков маяка невозможно даже ученым-археологам.

До появления маяка история архитектуры не знала примеров, когда сооружение, имевшее, техническое назначение, становилось предметом всеобщего почитания и даже поклонения.

Источники: http://www.vokrugsveta.com/, http://www.newsinfo.ru



Следующая страница: Виндзорский треугольник

    • Главная   • История   • Александрийский маяк  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Персидская империя - от Ахеминидов до Александра ВеликогоБаальбек - Гелиополис - Город СолнцаЦарица Савская.История рода Кантемир.Александрийский маякВиндзорский треугольник29 февраля - особенный день?История праздника 8 мартаМасленица - традиции и современностьЭпоха гуманизма - ценность знаний и вера в человекаЕвангелие - Благая весть по канону и безАнтичные мифы, иудаизм и христианствоСредневековье - христианство, мифы и шутовствоКультура Наука и техника Общество Путешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Русская игрушка Иордания. Шобак Старая икона 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта