История Культура и искусство Кузнецовы Захаровы |
Наука и техника Общество Путешествия |
Смальта. Советы начинающему мозаичистуСмальта - цветное непрозрачное или полупрозрачное стекло, отлитое по специальной технологии и используемое для изготовления мозаик. Более-менее стабильную технологию получения цветного стекла разработали в Древнем Риме, но расцвет смальты как серьезного отделочного материала состоялся несколькими веками позже - в Византии. Восточный Рим собирался стоять тысячелетия, и византийские базилевсы строили храмы и дворцы примерно на пару-другую тысяч лет вперед. Смальта оказалась как нельзя лучше подходящим материалом для таких грандиозных целей. Яркая, не теряющая цвета со временем, морозостойкая, водостойкая смальта стала основным материалом для мозаик, да так и прошла сквозь века именно в этом качестве. Обычно смальту не рекомендуют в качестве материала для домашнего творчества. Действительно, для новичков особенности работы со смальтой кажутся непреодолимым препятствием. Но с соблюдением минимальных правил и приобретением некоторой сноровки работа со смальтой становится творческим откровением. Возможности смальты безграничны, и создание мозаик от небольших вставок в керамическую плитку до больших настенных панно позволяет превратить любую квартиру или дом в уникальный объект декоративно-прикладного искусства. У мозаики из смальты есть и одно важное преимущество - ей можно облицовывать криволинейные поверхности, так что любые недостатки строительства можно удачно скрыть с помощью небольших мозаичных декоров. Что важно знать начинающему мозаичисту при работе со смальтой?Первое. Российская смальта выпускается обычно в виде так называемых "блинов" и "блоков". Блин - это плоский одноцветный смальтовый овал размерами около 20-30 см на 40-60 см и толщиной 0.5-0.9 см. Блины отлично подходят для самых первых работ - фактически их достаточно поколоть на элементы и можно выкладывать мозаику. Толщина элементов подходит как для прямого, так и для обратного набора. Блоки - это квадратные или прямоугольные массивы смальты размерами от 15*15 до 25*25 см и толщиной от 0.7 до 3 см. Блоки часто изготавливаются из смеси смальтовых масс разных цветов, что создает уникальные сочетания цветов, полутонов, градиентов во внутренней фактуре блока. Блоки предполагают более сложную предварительную подготовку, для ряда мозаик предпочтительнее не колка, а распил стекла с помощью специальных инструментов. Но блоки создают более интересную цветовую гамму и позволяют использовать материал с разными поверхностями. В продаже можно встретить и итальянскую смальту, которая обычно выпускается небольшими кубиками от 2*4 до 4*5 см толщиной 1-2 см. Такие заготовки легко колоть на элементы. Но стоимость итальянской смальты в среднем в полтора-два раза выше при отсутствии значительных преимуществ в свойствах и внешнем виде. Второе. Основной метод получения мозаичных материалов - колка. Используются для этого пеньки (как для работы стоя, так и для работы сидя), на которых закрепляется специальное металлическое ребро. Заготовка смальты устанавливается на это ребро, сверху прижимается специальным долотом, по которому наносится удар молотком. Разумеется, существуют и более сложные устройства для колки, в том числе механизированные и автоматизированные, но для домашнего творчества их можно рекомендовать уже опытным мозаичистам. Что нужно иметь в виду? Смальта - стекло. Кромки и ребра получающихся тессер (так называются кусочки - элементы для мозаики) - острые, о них можно порезаться. Поэтому рекомендуется работать в перчатках. Для начинающих мозаичистов особо рекомендуется обращать внимание на возможную траекторию отлета отколовшегося кусочка смальты. И защищать глаза с помощью специальных очков (подойдут самые простые строительные, продающиеся в любых магазинах). Практический совет - сразу сортировать все элементы по цвету (и даже по размеру, если замыслено нечто большого размера). Это можно сделать с помощью пластиковых коробок или корзинок, а также использовать любой вторичный материал (коробки из под соков, например). Еще один совет - не выбрасывать и не расстраиваться из-за неровно получившихся элементов. Опытные мастера знают, что даже самый неудачный скол может пригодится если не в этой мозаике, так в следующей. Для описания возможных поверхностей смальты требуется отдельная статья, однако начинающим матерам надо знать, что у "кубика" тессеры может быть гладкая блестящая поверхность, гладкая матовая поверхность, ровная поверхность распила, ровная и неровная поверхность скола. В зависимости от назначения и художественного замысла использовать можно любые поверхности, получая в результате как гладкую поверхность столешницы, так и неровную играющую бликами поверхность крупноформатного мозаичного панно. Третье. Прежде чем начинать составлять мозаику, следует выбрать одну из двух базовых техник набора. Прямой набор - это выкладка мозаики лицевой стороной вверх, когда прямо в цементный или клеевой состав помещаются тессеры смальты, сразу образуя рисунок. Преимущества прямого набора - сразу видно, что получается, легко заменить одну или несколько тессер. Прямой набор рекомендуется для облицовок непосредственно по месту и для художественных проектов с имитацией живописи. Обратный набор - это укладка мозаики лицевой стороной вниз. Набранный рисунок заливается смесью основы, после застывания которой переворачивается и затем подвергается финишной обработке (в зависимости от назначения и конкретной техники это может быть заливка швов, подравнивание краев тессер и т.п.) Преимущества обратного набора - простота получения ровной поверхности мозаики, возможность создания "сборочного модуля" большой мозаики. Обратный набор рекомендуется для любых мозаик, требующих перемещения до объекта и для создания практических мозаик на столешницах, полках и т.п. Выбор конкретного материала основы зависит от вида мозаики и ее последующего использования. Обычно используются цементные смеси с добавлением песка, причем предпочтительнее использовать чистый кварцевый песок без органических примесей. Но можно создавать мозаики на основах из разных материалов с помощью клеев. Что можно украсить с помощью мозаики?1. Декорировать плитку в санузле, ванной комнате, сауне, бассейне. Причем мозаику можно как внедрять небольшими вставками в плитку, так и заменять отдельные плитки небольшими мозаичными декорами. Следует иметь в виду, что поверхности, которые имеют контакт с человеческими телом, должны быть отшлифованы, чтобы не оставалось шероховатостей. 2. Декорировать мебель. Надоел скучный столик? Попробуйте преобразить его с помощью мозаичной столешницы. Слишком уныла дверца шкафа? Добавьте ей красок с помощью мозаичного узора. Необходимость финишной шлифовки мозаики здесь также актуальна. 3. Украсить вазу, цветочный горшок. Это скорее подойдет для ландшафтного дизайна. Чем покупать и городить в саду нелепые и уродливые пластиковые фигуры, куда наряднее и изысканнее украсить сад эксклюзивной собственноручной мозаикой. Смальтовые мозаики хорошо держатся на керамике и не боятся сырости и морозов (необходимо, конечно, еще и правильно подобрать или сделать строительную смесь). 4. Создать художественное панно. Это проще всего, и готовое изделие можно использовать практически где угодно. Мозаики не боятся солнечного света, поэтому их без опасения можно размещать на солнечных стенах как внутри, так и снаружи дома. Творческих вам успехов! Олег Смолин, март 2011 Статья предоставлена порталом Smalta.ru - История стекла и смальты, история великих мозаик прошлого, география мозаик, музеи и магазин смальты в одном проекте, посвященном смальте и мозаике. Следующая страница: Старая икона. Хранить? Подарить? Продать?
|
Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор Захаровы История Культура Захарово - поэтическая родина ПушкинаИнтервью Татьяны ЛатуковойЛитература в странах АзииРусская народная игрушкаМозаика – универсальное искусствоСмальта. Советы начинающему мозаичистуСтарая икона. Хранить? Подарить? Продать? Дарвиновский музейСкандинавская и финская живопись в российских музеяхВенсан Кассель - злодей и соблазнительСколько можно говорить о любви?!Если бы мне хватило словТатьянин деньЗагадка про книгу (классика в современном изложении)День без мечтыНаука и техника Общество Путешествия |
История Культура и искусство Наука и техника Общество |
Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия |
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты. Путешествия, исследования, эксперименты, открытия. |
О проекте Контакты Карта сайта |
|||