История Культура и искусство Кузнецовы Захаровы |
Наука и техника Общество Путешествия |
История русского фарфораИстория фарфора на Руси любопытна и поучительна. В «Поднебесной империи» фарфор, звонкий и тонкостенный до полупрозрачности, изобретен был в давние времена для священных чайных церемоний, технология его производства строго засекречена. Продавался он за границу попервоначалу в прямом смысле на вес золота. Европейские дамы носили осколки чашек как броши и кулоны — в золотой оправе. Но чай и фарфор — неразлучная пара! И пришлось алхимикам Саксонии изобретать свой способ получения фарфора, и открылся первый фарфоровый завод в Мейсене, на Эльбе. Российский вельможа, который до того «не то на серебре — на золоте едал», пожелал пить чай из этого дорогущего мейсенского фарфора. Российский народ тоже желал заменить деревянную, оловянную, глиняную посуду на фарфоровую. Пётр Великий, Елизавета и Екатерина Великая призывали русских купцов-промышленников «удовольствовать всю Россию фарфором». Московские купцы, отец и сын Гребенщиковы, старания приложив, изготовили из белой гжельской глины с какими-то хитрыми добавками чашки-блюдца. Только до полупрозрачности было им далеко - то ли полуфаянс, то ли полуфарфор? Учёный химик Дмитрий Виноградов, друг Ломоносова, исследовав порошок из растолчённых китайских чашек, после изнурительных опытов (более 1000!) с гжельскими, глуховскими и иными глинами, добавляя разные вещества, в 1774 году создал рецепт русского тонкостенного звонкого фарфора, и открылся в Петербурге Императорский фарфоровый завод, выпускающий и изысканную посуду и малую скульптуру. А вскоре стали изготовлять хрупкие изделия князь Юсупов в подмосковном Архангельском, англичанин Гарднер в Вербилках Дмитровского уезда, Алексей Попов с сыновьями в Горбуново также Дмитровского уезда, хитроумные государевы крестьяне во Гжели — потомственные гончары... Только когда секрет перестал бьггь секретом, китайцы «по секрету» признались, что полупрозрачность их фарфора — от природных свойств глины. И правы были Гребенщиков с Виноградовым, что эту «природность» создавали по наитию, добавляя к белой гжельской глине каолин — глинистый минерал, кварцевый песок, полевой шпат (из размолотых в муку валунов) и другие ингредиенты. А рецепты эти, как и тайны красок, гжельские гончары, поработавшие у Гребенщикова и на Императорском заводе, на родину принесли.
Но крохотные, как у китайцев, чашки в России не прижились - нам бадью подавай! А из тонкого фарфора «бадья» долго ли прослужит? Поэтому полупрозрачный фарфор украшал полки буфета, а пить чай предлагалось из объёмных чашек плотного и прочного фарфора или полуфаянса. Да и вся китайская церемония чаепития у нас обрусела и преобразилась в «чаекушанье». Так и говаривали - «откушать чаю», поскольку подавалась к нему всевозможная выпечка, мёд, варенье, сахар, масло, сливки и молоко, позже — сыр и колбаса. Пришлось изобретать русским умельцам и уникальную печь — самовар, вошедший в разные языки мира без перевода, и разных фасонов пирожницы-сухарницы, медовницы, сахарницы, розетки, маслёнки, сливочники, молочники... А в чайных-трактирах к двух-трёх-ведёрным пыхтящим без устали самоварам полагалась стопка полотенец для стирания — пили-то чай до седьмого пота! А посуда — вещь хрупкая, бьющаяся. Потому нужда в ней преогромная и неиссякаемая. Только в одной повети Гжель, как назывались сёла и деревушки вдоль Касимовского тракта (теперь — Егорьевского шоссе) с давних пор чуть не в каждой избе крутился гончарный круг и метался пад крышей огненный факел из трубы-горна. Да и само древнее имя её, Гжель — от слов «глина» и «жечь». По причине скудных урожаев на суглинках и торфяниках, крепостное право местных крестьян миновало. Выживали государевы «вольные» крестьяне промыслами и ремёслами, из коих прибыточными были разведение хмеля и кирпичное производство, а излюбленным — гончарное. Потому ещё при царе Алексее Михайловиче Тишайшем приписаны они были к Аптекарскому приказу, изготовляли из местных глин, белой и красной, фляжки, кубышки, ендовы с носиками для снадобий и зелий Гжельские искусники издавна украшали росписью даже самую обыденную посуду — горшки, миски, кумганы-квасники, крынки из терракоты — обожженной красной глины, то есть не глазурованную, коричневого, красного или кремового цвета. Научились покрывать их блестящей глазурью (а это уже майолика) и рисовать по ней, снова обжигая для прочности. Познав секреты полуфаянса, из белой глины получаемого, стали выписывать на «белье» цветы яркими весёлыми красками: зелёной (из окиси меди), желтой (окись сурьмы), вишнёвой (окись марганца), синей (окись кобальта). Это сегодня гжельский фарфор только бело-синий, будто цветы небесные над снежными полями. А тогда был — многоцветным. Правда, выходила посуда из маломощных горнов, бывало, шероховатой, в пупырышках, а то и кривобокой. Но за радостность раскраски охотно раскупалась на ярмарках простым людом. И всё же не боги горшки обжигают, и научились-таки в Гжели и тонкий фарфор, и блистающий фаянс творить. И прославились своей продукцией заводы Барминых, Тереховых, Киселёва, Храпунова, Новых. Жукова Л.Н., Жукова О.Г. Следующая страница: Яков Кузнецов и сыновья. Основание завода в Дулёво
|
Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор Захаровы История Культура Наука и техника Общество Путешествия |
История Культура и искусство Наука и техника Общество |
Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия |
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты. Путешествия, исследования, эксперименты, открытия. |
О проекте Контакты Карта сайта |
|||