Гелиополис - Город Солнца  Петра

Татьяна Латукова. Ведьма в лесу
Детективный роман с приключениями и переодеваниями
(скачать/читать бесплатно)




Суеверия и предрассудки, связанные с иконами

Тема суеверий с одной стороны, довольно активно обсуждается в православной литературе и на многочисленных христианских сайтах, с другой, очевидно, что обсуждений этих недостаточно, что суеверия широко и буйно разрослись на почве тотального постсоветского невежества в вопросах христианской веры. Наиболее характерным проявлением суеверного, даже языческого отношения к иконе является придание иконе самостоятельных магических свойств, умозрительное превращение иконы в отдельную сущность с собственной волей и способностью влиять на различные обстоятельства жизни человека в настоящем и будущем. Отношение к иконе как к магическому талисману с волшебными свойствами, выдумывание защитных ритуалов, в которых икона играет роль колдовской вещи, являются ошибкой, отклонением от христианского учения.

Почему суеверия так популярны и подчас быстро распространяются?

Потому что малодушие и слабость воли ведут к поиску лёгких путей, к отказу от работы над собой, к непониманию христианского знания и подмене веры суетными формальными действиями.

Невежество и лень в изучении первооснов христианства, чтении духовной литературы приводят к непониманию и самостоятельной, примитивной и ложной трактовке тех или иных религиозных вопросов. Регулярно приходя в храм, усвоив поведенческие правила и порядок исполнения ритуалов, иные прихожане начинают полагать себя знатоками теологии и христианских догматов, хотя к тому нет никаких оснований.

Страх, чувство собственной беспомощности, неуверенность в себе порождают желание спрогнозировать будущее и обезопасить себя с помощью неких амулетов и действий, не имеющих к христианству никакого отношения, даже если их пытаются называть христианскими.

Самоутверждение за счёт ложного просвещения новичков и запугивания несведущих приятно тем людям, кто не состоялся в других сферах жизни, кто испытывает потребность в диктате и назидательности. Часто подобные проявления характерны для людей старшего возраста, оставшихся без естественной возможности участия в жизни своих детей и внуков.

Уход от ответственности за собственные решения, поиск удобного врага, на которого можно свалить всю вину и все бедственные последствия. В качестве подобного врага иногда оказываются даже иконы, чьи «обиды» (падения, повреждения) якобы навлекают на кого-либо горести и потери. Недалёким любителям суеверий, склонным искать в иконе некую обиженную сущность, можно посоветовать только одно: не обижать иконы столь оскорбительным кощунством. Самые дикие и невероятные суеверия выползают подчас даже в простом деле покупки иконы.

Старинная икона «Великий Архиерей - Царь Царем»
В дебрях предрассудков и суеверий



Суеверия, связанные с покупкой старинных икон

Где была эта икона? Вдруг она валялась в грязи? И утратила свою силу?

1. Икона сама по себе не обладает силой. Сила иконы – это вера её почитателей, это внутреннее ощущение божественного покровительства и истинности христианского мировоззрения. Чем сильнее вера христианина, тем удивительнее чудеса может являть образ. Но если веры нет, если в вере есть сомнения, тогда и самая «чистая» икона не поможет. В действительности, это весьма тонкие материи, которые многословно обсуждаются уже много веков, поэтому мы не будем углубляться в этот вопрос. Если вы действительно интересуетесь подобной проблематикой, можете обсудить её на любом православном форуме. Если вам интересна лишь буквальная чистота иконы, существует возможность подбора иконы с известной историей бережного хранения без какого-либо контакта с грязью. (Хотя автору этого текста претит мысль подбора иконы по столь суетному параметру.)

2. Потакания сомнениям подобного рода – суть воспитание тщеславия и гордыни. Православный мир знает множество историй обретения святынь из грязи, из болотной трясины, из малоизвестных мест, где редко бывают люди. И чудесным образом найденные образы после спасения являли свою истинную красоту, помогая тысячам людей обрести веру и силу. Разве те, кто находил эти святые иконы, сомневались в значении обретённого дара? Разве задавались эти праведники вопросом, а не испачкаются ли их чистые ручки землёй, глиной, грязью?

3. Иконы, прошедшие путь гонения, забвения, испытаний, можно рассматривать как символ чуда выживания в страшную эпоху, когда иконами топили печки и заколачивали окна. Такая икона придаёт сил молящемуся, зримо напоминает о стойкости перед лицом нелёгких ударов времени, а также вселяет надежду на обретение новой жизни, возрождения. Важно не то, откуда взялся образ, важно его значение в общем православном смысле.

Старинная икона «Великий Архиерей - Царь Царем»
Страшнее грязи - злые мысли



А вдруг этой иконой владел злой, плохой, нечестный человек?

А вдруг этой иконой владела добрая и дружная семья?
Особенностью нашего мышления является анализ прежде всего каких-либо потенциальных опасностей. Подчас поиск таких опасностей в сфере нематериального заводит в тупик даже искренних в своей вере христиан, не говоря уже о новичках и людях малосведущих. Отчего-то многие считают, что некие негативные личные особенности бывшего владельца могут перейти на икону, и она от этого станет хуже (в самых разных проявлениях этого ухудшения).

Нет, это неверное понимание сути иконы. Кто бы ни владел иконой, она не станет от этого хуже или лучше, она останется художественным образом, в котором визуализировано представление о Боге, Богородице, ангелах, святых, мучениках, и целью этой визуализации является напоминание о первообразе, мысленное обращение христианина к любви и вере. Принятое в православии почитание икон никак не затрагивает их владельцев, ни прошлых, ни настоящих, ни будущих, это почитание образа, а не восприятие бытийных обстоятельств конкретной иконы.

Приключения и путешествия икон бывают невероятно интересными, но с точки зрения историко-культурного контекста. Причём однозначно оценивать морально-нравственные качества известных участников этого контекста невозможно. А приписывать негативные качества неизвестным людям и вовсе незачем.

Задумываясь о личностях бывших владельцев иконы, отталкиваться надо от того, что даже если среди них и был некий злодей, он всё же не сжёг икону, не отправил её на помойку, а значит, сохранил в себе частичку уважения если не к христианской вере, то к памяти предков. И даже если он рассматривал икону как дорогой предмет и способ вложения денег, он стал инструментом спасения иконы. Быть может, в этом и состоял путь обретения этой иконы новым владельцем?

Не важно, кто владел иконой в прошлом, важно, чтобы она оказалась у людей, способных вернуть икону в православную жизнь и сохранить её для будущего. Единственный аспект прошлого иконы, которым действительно следует серьёзно поинтересоваться покупателю, - это законность попадания иконы на рынок в последние три десятилетия. Но это отдельная тема.

Это экологически чистая икона? Из натуральных материалов?

Если это старинная икона, написанная в дореволюционной России, то да, это икона из натуральных материалов. Потому что в то время других не существовало. Но, к сожалению, сложно назвать экологичной практику вырубки лесов и сплава древесины по рекам, и нельзя считать экологичными металлические оклады, так как производство металлов являлось (и остаётся по сию пору) сложным физико-химическим процессом, сопряжённым с загрязнением воздуха, воды и почв. Собственно, любая деятельность человека приводит к нарушениям природных балансов, поэтому рассуждения об экологической чистоте любых продуктов, произведённых человеком, обычно имеют смысл лишь в весьма узких рамках, за которыми остаются грязные технологии и истощённые сырьевые ресурсы.

Новые иконы, написанные в постсоветское время, иногда атрибутируются по параметрам экологически чистой древесины и натуральности используемых красок, однако в подобных утверждениях о естественности материалов всегда кроются какие-либо «но». Где и в каких условиях росло дерево, из которого сделали доску-основу? Не впитало ли это дерево примеси из воздуха от трассы по соседству или завода неподалёку? Как приготовляли грунт, из чего перетирали и смешивали краски? Не было ли в них искусственных составляющих? Каким лаком покрывали? Уж не акрилом ли? Если пройти всю технологическую цепочку создания иконы внимательно и подробно, наверняка где-нибудь да найдётся синтетическая кисточка или столешница из пластика.

Да, забота об окружающей среде важна, но предубеждения насчёт «необходимости натуральности» икон указывают на поиск надуманной чистоты в тех областях, которые нельзя проверить, и поэтому приходится принимать любые утверждения на веру. Иные продавцы, почувствовав моду и спрос, торопятся заявить о том, что их товар отвечает запросам покупателей. Но действительно ли это так? И стоит ли откликаться на такие рекламные уловки? Может, лучше обратить мысли и устремления на поиск душевной чистоты? И задуматься о христианской вере?

Какая икона подойдёт мне по гороскопу?

Никакая. Гороскоп – изобретение ещё древнеегипетской цивилизации, пытавшейся анализировать и создавать психологические характеристики различных людей в зависимости от времени рождения. В христианстве нет гороскопов. Если говорить о подходящей иконе, то надо рассматривать икону тезоименитого святого, в честь которого христианин получил своё имя при крещении. И это ни имеет никакого отношения к гаданиям на положении звёзд.

Вскользь замечу, что все серьёзные (если относится к самой идее серьёзно) гороскопы составляются сугубо индивидуально, и те из них, что оказываются пророческими, являются результатом действия всего двух чисто земных факторов. Во-первых, может сработать интуиция и психологическое чутьё автора гороскопа, который угадает действия человека по манере его поведения и стереотипам мышления, выявленным в личной беседе. Во-вторых, может сработать внушение, навязанное астрологом слабовольному человеку, который будет вести себя в соответствии с заданной программой и оправдает всё то, что якобы было предсказано.

Христианские гороскопы и прочие подобные химеры являются порождениями невежества и примитивного желания «угодить всем богам», что характерно для язычества, но противоречит сути христианского учения.

Какой из двух Пантелеймонов лучше вылечит?

Иконы святого Пантелеймона не лечат. При многих заболеваниях организм вылечится сам, если ему не мешать. При более серьёзных болезнях или травмах вылечит врач. А вот поспособствует излечению искренняя молитва святому Пантелеймону об обретении сил в борьбе с болезнью. А утешит в болезни мольба Богородице о помощи и поддержке. А поможет выздоровлению обращение к Иисусу Христу со смиренной просьбой о милости.

Икона – не лекарство, икона – образ для совершенствования души. Явление выздоровления тела посредством очищения души от червивых мыслей и подлых намерений хорошо известно в любом направлении медицины. Поэтому искать нужно не икону как магическую «кнопку», по нажатию на которую произойдёт волшебное исцеление, искать нужно веру, надежду и любовь внутри себя. В выборе же одной из двух икон лучше следовать субъективному предпочтению одного из образов на основе художественного вкуса. Какая икона вызывает больше чувства, какая сильнее нравится, какая рождает отклик в душе – на той и нужно остановить свой выбор.

А Смоленская Богородица снимет порчу?

Сглаз и порча – это из области магии, колдовства; иконами не снимают порчу, и само понятие порчи с точки зрения христианства – язычество и ересь. Как правило, терминами «сглаз» и «порча» в простом обиходе обозначают или некомфортный, нервный контакт с неприятным человеком или череду бед, сложных обстоятельств, которые хочется объяснить вмешательством некоего злого разума. В действительности снять порчу может адекватный анализ собственного поведения и принятых решений. Очень часто независимые психологи устанавливают, что так называемый сглаз – лишь отражение личного негативизма и слабости, а порча – следствие избыточной самоуверенности, тщеславного желания потакать собственным капризам.

Икона – не магический предмет, и её использование в качестве некоего противостоящего магии амулета не имеет смысла. Но честная молитва у любой иконы, будь то Смоленская или Владимирская Богородица, Спас Нерукотворный или Святой Николай – способна если не произвести переворот в сознании, то наметить понимание, что единственной защитой от магических фокусов может быть только искренняя христианская вера. И икона в этой вере – не артефакт для колдовского представления, а светлый образ, несущий в себе силу христианского знания.

Расхожие предрассудки, связанные с иконами

Неосвященной иконе не молятся?

Молиться можно вовсе без икон. Хоть в чистом поле, если к тому есть порыв. Если нет освящённых образов, то молитесь у неосвящённой иконы, в этом нет противоречия, как нет и ничего предосудительного. Освящение иконы – относительно поздняя традиция, появившаяся в русском православии только после церковного Раскола. Процедура освящения икон отсутствовала у старообрядцев, и её необходимость периодически дискутируется в богословских обсуждениях. К тому же в современных условиях освятить икону – не такая уж сложность, достаточно добраться до ближайшего храма.

Икону нельзя вешать на стену – она должна стоять на специальной полочке?

Эта суеверная примета обусловлена простой практикой. Иконы среднего размера с окладом и в киоте весят до нескольких килограммов, и для того, чтобы их повесить, требуется специальный крепёж в стене и на самой иконе или киоте. В деревенских условиях было намного проще устроить ярусную полку, на которой размещалось сразу несколько икон, и их в любой момент можно было снять или передвинуть. Как это иногда случается, хозяйственный опыт поколений трансформировался в суеверный запрет, для которого нет никаких богословских оснований.

Современные технологии позволяют повесить икону на стене из любых материалов. И в условиях малогабаритных квартир зачастую надёжнее повесить несколько икон на солидный крепёж, чем пытаться уместить их на хлипкой полочке.

Старинная икона «Великий Архиерей - Царь Царем»



Икона треснула – в доме будет покойник?

Нет. Не поддавайтесь подобным злым суевериям. Икону нельзя воспринимать как некий магический предсказатель, и тем более приписывать ей пророчества о скорой смерти кого бы то ни было. Икона треснула, потому что рассохлась со временем, потому что её поразили жучки-вредители, потому что она подверглась какому-либо перепаду температуры и влажности. И только.

Косвенно плохое состояние иконы может свидетельствовать о недостаточном уходе, пренебрежении в почитании не только молитвой, но и простыми хозяйственными заботами. С некоторыми допущениями можно предположить, что народная наблюдательность подметила ту причинно-следственную связь, что в домах, где были тяжелобольные люди или забывчивые немощные старики, или дети с серьёзными отклонениями в развитии, все силы домочадцев уходили на заботу о людях. А иконы надолго оставались без внимания, оказываясь в специфическом микроклимате, насыщенном парами лекарственных средств или, наоборот, в пересушенном воздухе. Это и приводило к трещинам и повреждениям икон, за которыми с большой вероятностью следовала и смерть болевшего человека. Но обобщение этих отдельных обстоятельств на куда более частые случаи элементарного старения икон ошибочно.

Заметим ещё, что со времён несистемных деревенских выводов на основании нескольких совпавших случаев и статистика стала куда более мощной, и медицина продвинулась в доселе неведомые области, и реставрационные технологии справляются даже со сложными трещинами. Если уж икона треснула, и это вызывает панику в сознании, задумайтесь, отчего вы так мнительны и пугливы, какие тайные и негативные мысли вас настолько тревожат. Вполне возможно, что искренняя молитва перед треснувшей иконой развеет страхи и вселит надежду.

Старинная икона «Великий Архиерей - Царь Царем»
Великий Архиерей - Царь царем»
Икона конца XIX века



Икону не покупают, а меняют на деньги?

Бессмысленная игра словами. Мена на деньги и есть процесс купли-продажи. В православной культуре нет никаких ограничений на продажу и покупку икон. И оттого, что продажу будут называть меной, в самой иконе ничего не поменяется. Подобные «оговорки-подпорки» нужны сознанию тех людей, кто склонен маскировать своё обострённое отношение к теме денег и пристальное внимание к вопросам финансового благополучия друзей и соседей. Честному с собой и Богом христианину лукавые подмены слов и понятий не нужны.

Николай Тихомиров
связаться с автором можно по электронной почте ikonsnab@gmail.com

Магазин старинных икон «Иконолепие»
Компетентные экспертные советы и помощь в покупке и продаже старинных икон.



версия для печати     

Следующая страница: Православная церковь и российское двоеверие.

    • Главная   • Интеллектуальное   • Религия и эзотерика   • Суеверия и предрассудки, связанные с иконами  


ПОПУЛЯРНОЕ


Главная      О проекте      Контакт      Идея      Правила      Участники      Карта сайта      Размещение информации       

© Geliopolis.ru, 2005-2016. Проект «Гелиополис - Город Солнца»
Информационно-развлекательный портал для широкого круга читателей всех возрастов. Общественные и частные темы, интеллектуально-высокие и повседневно-интересные рубрики, географические обзоры и творческие приложения. История и современность, наука и техника, гуманитарные проблемы, образование и воспитание.

Использование материалов сайта разрешается только в интернете при указании активной гиперсылки на geliopolis.ru и указании авторов.