Гелиополис - Город Солнца  Терракотовая армия

Татьяна Латукова. Ведьма в лесу
Детективный роман с приключениями и переодеваниями
(скачать/читать бесплатно)




Православная церковь и российское двоеверие.

Многие вопросы религии и теологические проблемы кажутся сложными и малоинтересными большинству молодых людей, воспитанных в современной отечественной школе, из-за отсутствия у них не только духовного образования, но и мало мальски приблизительного представления о предмете. Поверхностность суждений ведет к повторению ошибок и заблуждений прошлых веков, преодоление которых могло бы служить духовному прогрессу - как личностному, так и общественному.

Христианство было внесено в российские земли по инициативе сверху и было достаточно спокойно воспринято здесь по причине как уже сложившегося тогда народного послушания его воле, так из-за отсутствия у славян устойчивого, единого для всех мифологического ареопага божеств, который можно было бы противопоставить Богу . Он и был воспринят первоначально как еще один бог, который церковью даже не очень решительно был представляем как Бог. Процесс становления христианских ценностей у любого народа длителен. В церковной жизни много ассимилированных мифологем, сближающих мирян с таинствами христианства. Но мифологическая вера в чудо, тайну и авторитет подчас заменяет в сознании российских людей мысли о подвиге Иисуса.

От крещения Киевской Руси до 15 в. происходил медленный, но уверенный рост духовности, возрастание роли церкви в жизни народа и государства. Открылась дорога для византийской и всей европейской культуры, складывалась российская государственность, система судопроизводства, моральные нормы жизни, распространялась грамотность. Но решительное стремление княжеской власти поставить себе на службу церковь во имя государственных задач по объединению всех славянских земель, укреплению власти, колонизации других территорий привело к созданию теократического государства, закабалению церкви государством.

Идея теократии присуща византийскому христианству, отчасти поэтому оно и пришлось ко двору в России. К тому же и наша церковь стремилась использовать сильную власть в своих земных интересах, которые объявлялись духовными ценностями, обязательными для верующих. На их страже стояла как церковь, так и власть князя. В результате истинного православия в России не состоялось.

Специфичной особенностью русской релиигозности стало двоеверие народа когда вместе с верой в Бога интенсивно развивилась вера в земного князя, как и вера в земных заступников за человеков перед Богом: Богородицы, святых угодников, юродивых и блаженных. Основными причинами этого являются как оставшееся от прошлого мифологическое мышление , так и вновь созданные с помощью церкви мифы о божественном характере монаршей власти и воспитанное чувство покорности перед этими божествами. Так, к концу 16 века из 39 общероссийских святых 16 были князьями и еще 10 - митрополитами.

Многие великие российские святые - Сергий Радонежский, Филипп - митрополит московский и всея Руси, Гермоген - патриарх московский и всея Руси, Тихон Задонский, Паисий Величковский, Серафим Саровский, Амвросий Оптинский, прежде всего заботились о сохранении и приумножении православной веры в душах россиян, о развитии отечественного богословия. Но слишком часто православная церковь выполняла социальный заказ по формированию монархо- и порядкопослушных жителей России, она чаще заботилась о соблюдении внешней благопристойности, форм богослужения и быта, нежели о глубинном содержании и сути православия. А потому под внешним благочестием, гипертрофированным своей обязательностью, в душах прихожан скрывалось и язычество, и слепое послушание начальнику, и бунт с разгулами страстей.

Книжный характер принесенного в Россию православия (причем не в полном объеме, ибо далеко не все книги были переведены на кириллицу, да еще и с искажениями при переводе и переписке), более чем двухвековое влияние на начавшие складываться российские ценности монгольских пришельцев, разрыв московской церкви с византийским верховенством и традициями как следствие государственной княжеской политики, разделение по этой же причине московской и литовской православных церквей, раскол (вначале в церкви, а затем - в российском обществе ) и уголовное преследование раскольников, фактическое назначение монархами митрополитов и патриархов, создание Петром I Синода вместо патриархии, влияние латинян и реформации на характер богослужения и, особенно, обучения в церковных учебных заведениях - все это не могло способствовать содержательному развитию отечественного богословия, становлению духовности.

Сила и величие православия, конечно, нашли отклик в российской душе, формируя в ней религиозные ценности . Не случайно некоторые мыслители заявляют, что считают русский народ богоносным. Но этот процесс шел скорее стихийно, минуя зачастую формальные аспекты веры, о которых так пеклись и церковь, и государство . В результате внешние для православия обряды, формы богослужения воспринимались легко, чаровали и покоряли людей, еще не овладевших основами богословия, а глубинная суть веры, ее основы и дух оставались непонятыми и необязательными.
Похожие процессы протекают и сейчас, когда внешняя сторона религии, обрядовость зачастую подменяет духовное содержание.

Отечественное богословие не нашло ответа на начавшееся в 15 в. разномыслие относительно монашеского служения . Велик был Сергий Радонежский в деле монашеского устроения. Его ученики шли как в Москву к Великому князю в строители и игумены столичных монастырей, так и на Север, в Заволжье на аскетическую монашескую жизнь . От первых возникли учение и деятельность Иосифа Волоцкого и его учеников - иосифлян по созданию земного совершенного монашеского общежития. Через внешнюю земную деятельность и дисциплину к укреплению духа - таков идеал Иосифа Волоцкого. Ушедшие на аскетическую жизнь ученики о. Сергия считали важнейшим делом созерцательную духовную жизнь и молитву . “Сотвори ум твой Единого Бога искати и применяти к молитве“. Стремление к духовной свободе и мистической жизни они противопоставляли уставному благочестию и социальной организации иосифлян.

Объективно оба типа монастырей способствовали укреплению государства. Иосифляне - обустройством народного быта, образованием и воспитанием прихожан, ведением хозяйства. Их монастыри долгое время были на Руси основными поставщиками сельхозпродукции . Нестяжатели - колонизацией новых территорий и, конечно, поддержанием истовости российского духа . Богословские споры между ними приобрели церковно-государственный характер, когда соборы организовывались не для постижения Истины (для этого требуется более высокий многовековой опыт религиозной культуры) , а для ущемления инакомыслия , благословения преследования и казни еретиков. Формировалась устойчивая российская ценность: если я убежден в своей правоте, то ты, со мной несогласный, обязательно заблуждаешься и подлежишь о суждению и духовному, и земному, телесному. Иосифляне оказались более необходимыми московским князьям. А задачей церкви стало не столько духовное творчество, сколько забота о сохранении заветов старины, ибо опора на них укрепляет авторитет власти. Дело доходило до курьезов, правда, опасных и для души, и для жизни тех, кто обратил на них внимание. Даже явные ошибки в текстах церковных книг, освященные древностью, объявлялись неприкосновенными. Естественно, что чем жестче порядок и чем решительнее он охраняется, тем глубже возможная мера его нарушения и тем сильнее необходимость скрыть такое нарушение, тем основательнее вранье, обман ста-новится нормой жизни, ценностью. Уставное благочестие, обрядовое исповедничество стали уживаться в России с развратом, лихоимством, жестокостью. Для того, чтобы сохранить якобы существующее единство царя, церкви и народа в Святой Руси, важнее было поддержание формы, нормы, ритуала даже ценой жестоко-сти и лжи, цензуры, осуждения рассуждений и разномыслия в духовной жизни .

Накопленный веками подобный опыт сидит и до сих пор в наших душах. Индикатором изменения положения дел в российской церкви и в обществе может служить изменение отношения к отечественной смеховой культуре. Балагурство, обнажение, лицедейство, святочное и масленичное шутовство, юродство издавна существовали на Руси. Лицедействовал Иван Грозный, чтобы унизить противника духовно. Ободрял себя смехом и юродством, крепким словцом в мучениях за веру протопоп Аввакум. Юродствовал Василий Блаженный, скрывавший под личиной глупости святость и мудрость. Изгилялись над всем святым на масленицу российские мужики . В той или иной мере средневековый русский смех сохранился до наших дней в анекдоте, охальничестве, озорной частушке, “взрослой “ сказке, ерничестве, награждении серьезного смешным прозвищем и т. д. , ибо и российское средневековье еще не ушло от наших будней. Официальная церковь и государство отгородились от этой стороны русской жизни системой запретов, цензуры, презрением как к чему-то низменному.

Окостенение церковной жизни было прервано Петром I, но не с целью вдохнуть в нее новые силы, а для утеснения ее как важнейшей силы государства. Его попытка перестроить ее по реформаторскому образцу не удалась. Тогда он создал Синод - гражданский орган управления церковью. Ситуация для Петра была сложной . Воспитанный в духе почитания российских православных ценностей, он уже в раннем детстве увидел проявление второго, звериного лица московского благочестия, когда по понуждению священников на его глазах были растерзаны восставшими стрельцами два его родных дяди Нарышкины.

Враги его нарекли антихристом . А он на всю жизнь сохранил самую теплую память о домовой церкви царей в Кремле - церкви Петра и Павла (даже приказал убранство ее перевезти в новую столицу), сам участвовал в сооружении храма Петра и Павла на Малой Басманной улице, давал деньги на ее сооружение, когда по его приказу было запрещено храмовое строительство в России из-за военных финансовых нужд.

Одновременно в Немецкой слободе он познакомился с другим “просвещенным“ христианством - реформаторством, узнал о формах религиозной жизни в нем, восхищался ее неортодоксальностью, свободой . Была задумана церковная реформа и предпринята попытка ее осуществления как всегда по-российски, сверху, по приказу . Попытка, естественно, неудавшаяся. Новые задачи, поставленные Петром перед страной , потребовали новых форм идеологии и просвещения. Власть, право, образование в стране стали светскими.

Какова же дальнейшая роль православной церкви? Перестав быть соучастником дел государственных, она получила возможность обратиться к осмысливанию своей духовной судьбы, построению отечественного богословия, насколько она была к этому готова. И силы, хотя и невеликие, нашлись. Деятельность Паисия Величковского, Тихона Задонского, Феофана Затворника, Серафима Саровского, святителя Игнатия, Иоанна Кронштадского способствовали возрастанию внимания к “умному деланию“, обращению к смыслу и содержанию православия. Возродилось старчество. Наследница подвига св. Паисия Оптина пустынь стала центром духовной, интеллектуальной жизни России 19 в . Сюда приходили за словами утешения и духовного вдохновения Н. В. Гоголь , Ф. М. Достоевский , В. С. Соловьев и многие другие российские мыслители. И. В. Киреевский совместно со старцем Макарием продолжили дело Паисия по переводу и изданию святоотеческой литературы. Л. Н. Толстой с подозрением и даже осуждением относился к деятельности оптинских старцев, упрекая их в слишком земных устремлениях. Но в Оптиной он был шесть раз , его первой остановкой на пути бегства из дома к последнему пристанищу была она. Отсюда инициировались те идеи , которые обращали российскую интеллигенцию к делам духовным, отечественному богословию. В самой церкви формировались силы, стремящиеся восстановить ее самостоятельность, независимость от государства, возвратиться к патриаршеству.

В начале 20 в. внимание российской общественности к делам духовным резко возросло. Появилось много христианской литературы, начали действовать религиозно-философские общества , издаваться журналы. Религиозные сюжеты стали предметом внимания светских писателей, деятелей искусства, стремящихся осознать суть отечественного православия. В то же время церковная власть в массовом сознании утратила свой духовный авторитет. Перестав быть действенным проводником православных ценностей, слепо поддерживая власть царя и его политику во всем, церковь скомпрометировала себя удовлетворением запросов власти и отсутствием собственного мнения.

Cобытия 1917 года выявили весь клубок противоречий между духовным предназначением православия и его фактической политизацией, участии в революционных событиях то на одной, то, чуть позже, на другой стороне. Крушение веры в батюшку-царя, добровольное или принудительное, означало и потерю веры в духовные ценности православия. Окончательное отделение церкви от государства имело в России свои цели - насаждение атеизма и социалистической идеологии, а также захват церковного и монастырского имущества. В первые годы после революции были закрыты почти все монастыри, большинство церквей, велись судебные процессы над священниками. В православии же произошел еще один раскол, так как многие священнослужители решали сами, какую власть поддержать. Были те, кто эмигрировал и надеялся сохранить веру за рубежом. Были подвижники, продолжавшие церковную деятельность в России, несмотря на гонения и отчуждение со стороны народа.

Возвращение православия в Россию, как ни странно, вновь произошло по воле сверху. Власть продемонстрировала лояльность и поддержку православной церкви, сделав некоторую религиозность и внешнее следование обрядам модными, добилась внешнего благополучия, внутри которого скрывается все тот же кризис двоеверия. лительное и сложное отношение церкви с власть предержащими, отсутствие правильно организованного обучения основам религиозной культуры в стране, излишние земные ожидания людей в обращении к церкви и многочисленные материальные проблемы церкви делают ее путь к восстановлению и обогащению духовной жизни в стране трудным, длительным, проблематичным.

версия для печати     

Следующая страница: Античные мифы, иудаизм и христианство

    • Главная   • Интеллектуальное   • Религия и эзотерика   • Православная церковь и российское двоеверие.  


ПОПУЛЯРНОЕ


Главная      О проекте      Контакт      Идея      Правила      Участники      Карта сайта      Размещение информации       

© Geliopolis.ru, 2005-2016. Проект «Гелиополис - Город Солнца»
Информационно-развлекательный портал для широкого круга читателей всех возрастов. Общественные и частные темы, интеллектуально-высокие и повседневно-интересные рубрики, географические обзоры и творческие приложения. История и современность, наука и техника, гуманитарные проблемы, образование и воспитание.

Использование материалов сайта разрешается только в интернете при указании активной гиперсылки на geliopolis.ru и указании авторов.