Гелиополис - Город Солнца  Коломенский Кремль

Татьяна Латукова. Ведьма в лесу
Детективный роман с приключениями и переодеваниями
(скачать/читать бесплатно)




Античные мифы, иудаизм и христианство.

Кирилл Шувалов

От древне-греческих мифов к нам пришло учение о божестве, а от иудаизма - вера в Бога. Взглянем на это чуть-чуть поподробнее. В основе и мифа, и религии находятся два учения: как возникло все ( космогония ) и как все существует (теогония ). Греки, как и большинство народов Ближнего Востока, видели начало всего в существовании некоего безликого Хаоса, потенции бытия и, рядом с ним - Материнского Начала, которое собственно и стало истоком мирозда-ния. Хаос был как бы праматерией, полем свершения событий. А для того, чтобы они совершались, было необходимо активное Начало - супруг Матери-Земли, которого она сама и породила. Это Уран, связанный с собственной Матерью силой Эроса. Начался процесс рождения и умирания ( убивания Ураном ) детей. Матери этот процесс умерщвления удалось прекратить и появились боги, титаны, нимфы, добрые и злые силы, наконец - люди, для которых Судьба, Позор, Любовь, Смерть были богами, владеющими земным бытием людей.

Этот героический процесс завершился созданием божественного Олимпа, жители которого осознавались греками не одновременно и не в одном месте Греции, а были объединены Гесиодом и Гомером, что означало начало единой древнегреческой культуры. Олимп с этого времени стал вершителем судеб своего народа. Но противоречия и “разборки” там не прекращались и впоследствии, в том числе и с участием избранных богами людей - героев, что также сказывалось существенно и на событиях в людской среде.

Итак, есть божественное Начало, нас породившее и нами управляющее с помощью им же порожденных богов . Естественно, что такие мифические ценности не могли долго оставаться в неизменности, ибо течет жизнь, вызывая новые проблемы .Человек создает культурные ценности, освобождаясь от прямой зависимости от природы. Наряду с мифом о Деметре, символизирующем смену времен года, тайну рождения и умирания всего земного, о Дионисе - символе мистически буйного начала плодородия, об Орфее - символе гармонии божественного Духа . Власть над людьми имел и миф о Прометее, похитившем у богов огонь для людей,чтобы они стали более самостоятельными по отношению к природе, населенной богами. Подобная мобильность, приспособляемость мифологии к изменениям характера жизни людей создала условия долгоживучести этого мышления. Человек легко прощается с земными богами, содержание мифов меняется, но мифологическая ценностная ориентация живет в веках.

Боги, живя рядом с людьми, обладали собственными ценностями и, имея волю и могущество для их реализации, вмешивались в дела людские отнюдь не всегда в интересах последних. Отношение к такой ситуации могло быть двояким. Во всем мире всегда существовали и существуют сивиллы, маги, прорицатели, колдуны, шаманы и пр., способные предугадать волю богов и определить судьбу людей, дать им соответствующий совет. Это магизм, варианты которого существуют и до сих пор, особенно, на крутых поворотах истории и в странах с крутым режимом.

Античный же мир усилиями своих мудрецов вступил на более высокую, чем в других частях Земли, стадию магического мышления, начавшуюся с идей Пифагора о мировом порядке - Логосе, постигнув который человек станет равным богам в определении своей судьбы. Была поставлена задача найти тождество макрокосма - мирового порядка и микрокосма - порядка в бытии человека и человечества . Началась эпоха философов, проложивших дорогу будущей европей-ской магии - науке, стремлению понять и обуздать силы природы через познание ее Логоса. Этот путь привел человека к уверенности в своих силах по познанию Логоса (это и есть законы природы, формулируемые наукой), но вот использование этого знания оказалось в будущем не только полезным, но и опасным для человека. Наука дала ему возможность самоуничтожения.

Авраам и его потомки постигли необходимость для устроения земных дел в обращении к Вечно Пребывающему вне земного бытия Богу - Творцу и Господину всего существующего. Он именно сотворил все ныне пребывающее, но не родил, т. е. не породнился, а стал над своей тварью, предоставив ей в значительной мере самой решать свою земную судьбу. Потомки же Авраама, в случае соблюде-ния ими Заветов Бога с Адамом, Авраамом, Моисеем, получали право быть избранным народом на пути к Богу и совершать свой путь на Земле обетованной.

Следует поподробнее приглядеться к историческим последствиям античных и иудейских ценностей . Народы, жившие одновременно с евреями,создали могучие государства,культуру, влияние которой мы испытываем до сих пор, расселились по всей Европе и значительной части Азии . Но где теперь эти народы, государства, их собственная культура, языки? Все стало достоянием истории. Евреям так и не удалось создать могучее государство: римляне и поздние завоеватели разогнали их по всему миру. Современные археологи и историки с трудом находят свидетельства культуры еврейского народа того периода . Но они оказались единственным народом этого региона, кому удалось сохранить веру в Бога и, соответственно, ценности в веках, сохраниться как целостный народ. Земные боги оказались не столь устойчивыми перед временем.

Иудеи предсказали пришествие Мессии, но не восприняли учение Христа, который ратовал прежде всего за духовный мир, предоста-вил людям свободу в постижении Бога, не проповедовал избранность своего народа на этом пути и тем самым создал мировую религию. Христианство возникло как синтез учения Христа и античной мудрости, и основывалось не только на вере в Бога, но и на стремлении развить учение об этом Боге - основе укрепления христианской веры и развития европейской культуры.

Цивилизации античности существенны для наc не только как предшественницы христианства, но сохранившимися от них собственными ценностями. Ценностная ориентация любого человека, народа осуществляется не на безликое добро и зло, любовь и ненависть, но на их персонификацию, деятельность предшественников, особенно, великих, в соответствии с этими ценностями.

Такими идеалами для европейца стали Сократ и Иисус. Оба они говорили об Истине, истинном добре и зле, призывали людей самих разобраться в этом путем их духовной свободы. Оба были осуждены соплеменниками, не внявшими их призывам, к смерти. Но было в их жизнедеятельности одно важнейшее разли-чие, до сих пор волнующее людей. Сократ говорил об идеале человеческого поведения: рассудительности, независимости, справедливости и полном отсутствии боязни в любых жизненных ситуациях . Говорил и верил, что нахождение этого состояния и есть доступный каждому поиск той самой Истины бытия, в которую он верил и жил в соответствии с ней. А усомнился он в своей вере лишь один раз . Он предпочел самоубийство публичной казни, не доверяя рассудительности, справедливости, независимости палачей и сограждан своих, предполагая лишь их исполнительность и послушность.

Иисус прошел свой земной путь до конца, предоставив своим ученикам, врагам, согражданам свободу выбора пред лицом смерти. Но Он говорил об Истине Божественной, которая откроется ищущим ее в полной мере лишь при входе в Царствие Небесное.

версия для печати     

Следующая страница: Средневековье - христианство, мифы и шутовство

    • Главная   • Интеллектуальное   • Религия и эзотерика   • Античные мифы, иудаизм и христианство  


ПОПУЛЯРНОЕ


Главная      О проекте      Контакт      Идея      Правила      Участники      Карта сайта      Размещение информации       

© Geliopolis.ru, 2005-2016. Проект «Гелиополис - Город Солнца»
Информационно-развлекательный портал для широкого круга читателей всех возрастов. Общественные и частные темы, интеллектуально-высокие и повседневно-интересные рубрики, географические обзоры и творческие приложения. История и современность, наука и техника, гуманитарные проблемы, образование и воспитание.

Использование материалов сайта разрешается только в интернете при указании активной гиперсылки на geliopolis.ru и указании авторов.