История Культура и искусство Кузнецовы Захаровы |
Наука и техника Общество Путешествия |
Путешествия. Испания. Гранада. Альгамбра.Наверное, нет ничего более увлекательного (во всяком случае для меня), чем путешествия по миру. Увидеть своими глазами памятники истории, остатки цивилизаций или просто необъятную красоту природы – это вобрать в себя время, ощущения, которые станут твоим достоянием и навсегда вычеркнут из словаря фразу: «жизнь скучна и однообразна». Резиденция мавританской династии Насридов.
За многие века Гранада изменила свой облик, город потерял свои могучие стены, имевшие, как говорят, тысячу сто башен. Его минареты теперь перестроены, а мечети разрушены. Улицы, за исключением Калье-Закатын (Улица золотых дел мастеров), давно носят испанские названия. Но до сих пор на холме высится окруженная высокой красной стеной цитадель Гранады - Альгамбра («Красный замок»), выстроенная из красновато-розового кирпича, с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Воображение готово рисовать невероятные истории, когда ты видишь величественную красоту «Красного города», вдыхаешь аромат садов Хенералифе. Неспешно обходя бесконечные дворики, мне хотелось остаться здесь навсегда – вдыхать аромат мирта и слушать сказки «Тысячи и одной ночи».
Честь основания Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок. Однако дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи - Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он совершенствовал искусства, которые принесли славу его империи. Мухаммед I общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы. И крепкие стены Альгамбры не выдали никому сокровища мавританского искусства, которые они укрывали. Даже испанские короли пришли в такое восхищение, что не тронули эти постройки. Дворец Комарес. Миртовый дворик. Зал пословПарадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Отражая в своем зыбком преломлении золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство и создает ощущение простора. В башне Комарес все пространство занимает великолепный квадратный Тронный зал (или "Зал послов"), в котором прямо против входа находился трон правителей Гранады. "Зал послов" был возведен в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре. Толщина стен "Зала послов" достигает трех метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение - типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры поэтическую интимность, из них гранадские правители наблюдали картины мирной жизни и чудесную природу Гранады. Свет падает через замысловатую резьбу окон на сверкающие стены, освещая весь зал пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров - знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Потолок окаймлен сталактитовым фризом и состоит из трех сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким сталактитовым куполом. “Зал послов” является не только самым обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, некоторые историки не до конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и в этом же зале султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании. По контрасту с открытым и освещенным пространством Миртового дворика затененный арочный проход к башне Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предшествует вытянутый в длину, узкий "Зал ла Барка" - "Зал Лодки". Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль возводит этимологию слова "барка" к арабскому "барака" - "благословение, благодать", и это кажется наиболее правдоподобным. Львиный дворик.К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная жизнь гранадских султанов, и это обстоятельство придавало ему более камерный, интимный характер. Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный фигурами 12 львов, которые позднее и дали название всему двору. Львы изваяны из какого-то особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды. Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады. Но как бы там ни спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры орнамента. Вода, которая в изобилии поступала с горных склонов Сьерра-Невады, наполняла ручьи, сады, фонтаны Альгамбры и была той земной стихией, которую больше всего ценили мавры. Для арабских зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор". Мраморная чаша фонтана украшена и другими выдержками из поэм ибн-Зумрука, например, такой: "Это - сад, в нем постройки так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота, могущая с ними сравниться". На западной стороне Львиного дворика располагается "Зал сталактитов", названный так из-за кружевного убранства своего потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием. На северной стороне Львиного дворика располагается обширный "Зал двух сестер". В нем томились две сестры-христианки, умершие от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры. Он отличается великолепным орнаментальным убранством, в котором арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов, теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука. "Зал двух сестер" обещает много утешений для глаз посетителя, любой мечтатель найдет в его украшении новые для себя фантазии. Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержали победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой в этих резных сотах... Присутствие красоты в "Зале двух сестер" чувствуется так сильно, будто она поселилась здесь только вчера. Напротив этого зала расположился "Зал Абенсерхав", куда входишь с невольным трепетом. В 1482 году, как опять же гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже палач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже и сейчас, спустя более пяти веков, здесь иногда можно увидеть кровавые пятна. Радость детей, неувядающий сад."Радостью детей, неувядающим садом цветов и фруктов", "истинным раем Магомета" называли Гранаду и Альгамбру мавританские поэты. Образ рая у мусульман красочен и роскошен и, в отличие от христианского, пронизан всеми радостями бытия. Он представляет собой чудесный сад, в котором текут несущие прохладу реки и царят земные наслаждения. Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его", - эта фраза повторяется несчетное число раз. Рассказывают, что, когда кастильская и арагонская христианские армии подошли к Альгамбре в 1492 году, султан Боабдиль спрятался в тайном месте за пределами Альгамбры, чтобы не видеть, как над мавританским дворцом взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: "Ты оплакиваешь, как женщина, то, что не мог защитить, как мужчина". Боабдиль покинул дворец помчался со своими придворными к югу. Говорят, что на горном перевале, откуда еще была видна Альгамбра, последний правитель династии Насридов, заливаясь слезами, прощался с утерянным раем. Это место до сих пор называют «Стенания мавра». Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры - "столь исключительного и великолепного сооружения". Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса. Дворец испанского короля с его пилястрами и барельефами совершенно не похож на воздушную архитектуру Альгамбры. Он представляет собой другую эпоху, другие вкусы, совсем иную систему эстетических и нравственных ценностей и потому выглядит несколько чужеродно среди зданий мавританского ансамбля. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его "с высокомерным и непрошеным гостем" Советы путешественникам: Если вы выбираете тур – классическая Испания, необходимо помнить, что идеальных путешествий с идеальными бытовыми условиями не бывает, несмотря на заверения туроператоров, которые обещают вам разместить в отели не менее ***. Исключения составляют, конечно, туры по индивидуальной программе. В обычном случае, возможно все: усталость от долгих переездов по стране в автобусе, еда в дорожных ресторанчиках и даже ночевка в номере без кондиционера с окнами, выходящими на шумную улицу. Но это редкий случай, все же операторы стараются. Главное помнить, ради чего вы решились поехать в путешествие. Лучший сезон для отдыха: Лето в Гранаде очень жаркое, лучше выбирать для посещения другие сезоны. Обязательно возьмите какие-нибудь накидки – для защиты от солнца. Средства сообщения: Гранада лежит на шоссе Е902/№401. Аэропорт (внутренние линии). Следующая страница: Франция. Пари, Пари, мон амур, мон аман…
|
Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор Захаровы История Культура Наука и техника Общество Путешествия Знаменитые достопримечательности ЕвропыСамые известные достопримечательности АзииЧудеса АфрикиДостопримечательности двух АмерикВолшебный мир Австралии |
История Культура и искусство Наука и техника Общество |
Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия |
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты. Путешествия, исследования, эксперименты, открытия. |
О проекте Контакты Карта сайта |
|||