Гелиополис - Город Солнца  Петра

Татьяна Латукова. Ведьма в лесу
Детективный роман с приключениями и переодеваниями
(скачать/читать бесплатно)




Дж.Роулинг. Гарри Поттер и Принц-Полукровка

Т.Селянинова
Опубликовано 27.07.2005

Благодарность: Мой искренний респект неизвестному, сосканировавшему и выложившему в интернет книгу на английском. Увы, ссылка уже закрыта и не работает. Тем не менее, спасибо тебе, друг!

Внимание! Статья содержит спойлеры или, другими словами, раскрывает некоторые сюжетные тайны.

Больше книг - больше трупов.

Geliopolis.ru - Литература - Гарри Поттер (Дэниэл Рэдклифф) Впервые о Гарри Поттере я услышала в 1996 году, в Дрездене, в гостях у моих институтских друзей. Они с удовольствием рассказывали о новых детских книжках, которые они прочитали на немецком. В Россию волна поттеромании докатилась лишь через пять лет - и первые истории про мальчика со шрамом дети и родители прочитали подряд, без задержек. Три книги я прочитала на одном дыхании. (Некоторые мои интеллектуальные знакомые морщили носик и выговаривали мне за чтение детской литературы, но единственное, что меня раздражало на тот момент - всякие рекламные штучки и впаривание детишкам ерундовых прибамбасов под торговой маркой "Гарри Поттер".) Я искренне была готова "проглотить" и остальные четыре книги серии, и наверняка сделала бы это - если бы они в тот момент были написаны.

Ажиотаж, поднятый в России вокруг выхода четвертой книги, совершенно не оправдал моих ожиданий. Слишком толстая и слишком тяжелая (и в прямом, и переносном смысле) книга читалась медленно. Памятуя о продолжениях я ее все же осилила - надеясь, что развешанные на страницах "ружья" выстрелят где-то впоследствии. Увы, злоключения с Орденом Феникса (пятая книга) пылились по разным углам квартиры несколько месяцев - кого убили было известно на второй день после выхода книги, а остальное никак не хотело занимать мои мысли.

То, что срабатывало по меньщей мере дважды (с четвертой и пятой книгами) - не может не сработать в третий раз. Вероятно, именно этими соображениями руководствовались издатели и сама Роулинг, вновь пускаясь по проторенной дорожке. За полгода до выхода шестой книги автор в очередной раз проболталась, что кто-то умрет. Букмекеры начали принимать ставки на кандидатуру убиенного персонажа (заметим в скобках, что их предсказание оказалось весьма точным), читатели - занимать очереди в списках предварительных заказов книжных магазинов. С точки зрения маркетинга - очевидный и понятный ход, сделавший свое дело - толпы фанов сметают книги с прилавков. С точки зрения сюжетной композиции книги - заезженный прием. А впереди нас ждет еще расправа над Вольдемортом, в которой наверняка кто-то еще умрет...

Покупать шестую книгу я не собиралась и не собираюсь, однако соблазнилась халявным сканом английской версии, найденным в сети. Только для того, чтобы укрепиться в уже принятом решении - пора завязывать с чтением этой затянувшейся эпопеи.

Новое - хорошо переписанное старое

Geliopolis.ru - Литература - Дж.Роулинг и шестая книга Сама Роулинг честно призналась, что шестая книга имеет много общего со второй ("Гарри Поттер и Тайная комната"), и изначально предполагалось часть сюжетных линий раскрыть еще пять (семь? или уже десять?) лет назад. Не знаю, что там предполагалось, но местами мне казалось, что новый шедевр Роулинг скомпилирован из ее старых черновиков (и не только второй книги), причем на скорую руку.

Слишком уж много тайных и секретных комнат оказывается в Хогвартсе, причем даже преподаватели и супер-маги вроде Дамблдора не в состоянии их найти (и обезвредить). С завидным постоянством вражеские темные силы прячутся в этих удивительных комнатах, чтобы проникнуть на территорию школы магии и напакостить там.
Плачущая Миртл обычно в курсе того, что происходит, но помалкивает, потому что в очередной раз никто не догадывается спросить у нее.

То один, то другой герой находят разные дневники и учебники, тетрадки, с которыми проводят много времени. Разумеется, все подобные волшебные записи до добра не доводят...
Гарри Поттер, разумеется, не играет решающую игру в квиддич - разные преподаватели едины в одном - во время игры Поттер должен что-нибудь переписывать.
Все тот же Хогвартс, ученики и учителя, спальни и коридоры, девочки и мальчики...
Как и всегда, решающие события происходят в конце учебного года. (Видимо, специально, чтобы детишки успели подготовиться и сдать экзамены.)
И так далее, и тому подобное.

Помимо прочего, шестая книга бедна новыми личностями. Раньше круг действующих лиц непрерывно расширялся, теперь остались в-основном проверенные персонажи (и тех периодически "отстреливают"). Новички выглядят серенько по сравнению с появлениями Сириуса или Люпина. С одной стороны, оно вроде и понятно - финал не за горами, с другой - кажется, написание новых книг становится трудом, а не потребностью для Дж.Роулинг.

Вольдеморт - он был злым волшебником.

Обсуждать главных героев книги смысла нет. Роулинг делает акценты все на тех же чертах характера, что уже хорошо известны читателям. А вот в фигуре главного злодея становится все меньше злобности, мрачности и ауры величия. По законам жанра так и должно быть. (Чем меньше знаешь о том, кто пытается тебя слопать, тем страшнее кажется этот неведомый кто-то.) Но все же даже хорошо известный публике Главный Злодей никак не должен восприниматься этаким пакостником и шкодником с тяжелым детством (о якобы трудном детстве нам постоянно напоминают - в стиле успешной адвокатской речи с акцентом на смягчающие обстоятельства в деле кровожадного убийцы).
Еще хуже, чем отход от доктрины всемирного злодейства, воспринимается униженность и мелочность Главного Злюки. О чем мы читаем на этот раз? Вольдеморт (или Волан-де-Морт - как кому угодно) смиренно выпрашивает у Дамблдора место преподавателя защиты от темных сил. Оказывается, мечтой всей жизни великого темного мага является вовсе не завоевание мирового господства (о чем вроде упоминали в первых книгах), а ни что иное, как трудная и неблагодарная работа по развитию молодых умов и талантов.
С одной стороны вроде как не самая большая глупость - этакие отряды юных вольдеморят, с ранних лет приобщенных к тайнам темных магических сил. С другой, зачем же самому являться к Дамблдору и выкладывать карты на стол? Тем более, что во всех остальных своих темных делишках он предпочитает использовать других?

Да и всю славу Вольдику (Да простят меня фаны за столь вольное обращение с именем Того, кто кажется все более несостоятельным) создают в основном другие. Хотя некоторым "плохим дядям" по-соседству, наоборот, приходится обо всем думать самим. Еще немного - и всю славу Главного Врага и самого темного персонажа приберет к себе Снейп.

Темная лошадка - на самом деле пегая и в яблоках.

Geliopolis.ru - Литература - Северус Снейп (Алан Рикманн) Нам обещали совсем нового персонажа, почти Принца (О! Тысячи девчачьих фанфиков описывают голубые глаза и таинственный взгляд), никак не связанного ни с Гарри, ни с Вольдемортом... А оказалось, что этот загадочный "новый" персонаж ни кто иной, как хорошо знакомый всем с самой первой книги Северус Снейп, не слабо сюжетно увязанный как с Гарри, так и с Темным лордом... Какой маркетинговый ход! Какой ажиотаж у читателей! Какой обман...

На этот раз Снейп не ограничился плохо скрываемой ненавистью к Гарри. Он наконец-то оправдал мрачные ожидания и вроде бы открыто выступил на стороне Темного лорда. Лично я была разочарована. Тайные двойные агенты по законам жанра в самом финале в конце концов должны оказываться на правильной стороне. (То есть той, которая победит).

Знаю, знаю - фаны уже вовсю обсуждают, что, дескать Роулинг сознательно запудрила всем мозги, что Снейп еще себя покажет с самой лучшей доброй стороны. Возможно. Вот только выглядеть это будет по меньшей мере странно. Это после убийства Дамблдора? Неужели Роулинг решит разыграть сюжет, где Дамблдор сам придумывает свою смерть от рук не кого-нибудь, а именно Снейпа? Что-то этот вариант попахивает шизофренией, причем как у автора, так и у большинства действующих лиц.

C другой стороны - если Снейп все это время был на стороне Вольдика, какого хрена он валандался с Гарри? Боялся Дамблдора? И не побоялся потом его прикончить? Выжидал лучшего момента? Логика где?
Также непонятно, зачем Роулинг делает из Снейпа ровно такого же несчастного одинокого полукровку, каким уже является Вольдеморт. Да еще пристрастие ко всякого рода тайным и темным искусствам. Да еще ненависть к Гарри. Не понимаю, зачем нам два одинаковых злодея? Разве что в итоге не Гарри угрохает Вольдика, а Снейп? А предсказания? Неразбериха какая-то.

О бедном изгое замолвите слово.

В некотором прошлом я читала критическую статью, где Гарри Поттера называли героем-одиночкой, а весь цикл по жанру - эпической сагой. Вполне согласна. Есть еще более занимательное наблюдение. Если присмотреться к персонажам Роулинг, то выясняется странный факт - большинство из них в той или иной степени - одинокие и отверженные. Про самого Поттера молчу. Сириус - беглый преступник, несправедливо осужденный, скиталец, к тому же изменник и предатель для своей семьи. Люпин - оборотень, которого боятся многие, который знает о своей опасности для окружающих и страдает от нее. Вольдеморт - несчастная сирота, полукровка, сам пробивающий себе дорогу в жизни (неважно, куда именно). Хагриус - опять же полукровка, опять же несправедливо обвиненный в преступлении, которого не совершал. Снейп - снова вопросы генетики, снова сирота, плюс подпольная работа. И список можно продолжать за счет менее значимых персонажей.
Для детской, действительно детской литературы - чересчур много смертей и слишком много героев-одиночек и антигероев - тоже одиночек.

Это пристрастие Роулинг ко всякого рода изгоям поразительно. Объяснимо лишь ее внутренним сознанием одиночества. Вообще-то оно присуще всем людям, но молодая учительница явно придавала и придает ему большое значение. Хотя с какой-то точки зрения она лишь продолжила традиции европейской литературы XIX века, в чем-то соединив Виктора Гюго и Чарльза Диккенса...
Вредная мыслишка - хорошо, что эпоха Этель Лилиан Войнич не знала компьютеров...

Сытый голодного не разумеет.

Geliopolis.ru - Литература - Дж.Роулинг с супругом Верю, что Гарри появился в голове Роулинг в трудный период ее жизни, период лишений и одиночества. Возможно, именно поэтому первые две книги гораздо более оптимистичны, чем последующие. Будучи миллиардершей, счастливой женой и молодой матерью одновременно, сложно искренне передать веру несчастного человека в лучшее будущее - зато сладко и приятно придумывать мрачные подробности и драматические коллизии. Тот же психологический фокус, что заставляет вполне благополучных обывателей засматриваться криминальной хроникой и зачитываться триллерами.

И все же, чем в итоге закончится эта сага? Смертью Гарри, которой пугает своих читателей Роулинг? Вряд ли. Эффектной (и очень жалостливой) могла бы быть концовка, в которой Гарри теряет свои магические силы, становится несчастным приживалой в доме Дурслей и раз в пятилетку видит друзей, приносящих ему тортики и плюшевых сов. Однако, думаю, Гарри слишком любимое дитя для автора, чтобы она могла так над ним поизмываться.

Что касается всех остальных, то шансы умереть у всех примерно равны. (Причем равны 50% - по известной женской логике - или умрешь, или нет). Из шестой книги где-то подспудно возникает ощущение, что все эти детские школьные разборки, нелюбимые учителя, волшебные зелья и артефакты изрядно надоели автору. Роулинг иррациональной смертью Седрика Диггори (и не только) уже доказала, что способна на неожиданную жестокость, поэтому остается лишь надеятся, что различные маркетинговые и коммерческие соображения удержат ее от хаотичного кромсания персонажей направо-налево. Подождем еще пару-другую лет - увидим. Думаю, что с седьмой книгой я ограничусь просто чтением спойлеров. Этого будет вполне достаточно.

версия для печати     

Следующая страница: Н.Перумов. Летописи Разлома. Хранитель мечей

    • Главная   • Эмоциональное   • Литература   • Гарри Поттер и Принц-Полукровка.  


ПОПУЛЯРНОЕ


Главная      О проекте      Контакт      Идея      Правила      Участники      Карта сайта      Размещение информации       

© Geliopolis.ru, 2005-2016. Проект «Гелиополис - Город Солнца»
Информационно-развлекательный портал для широкого круга читателей всех возрастов. Общественные и частные темы, интеллектуально-высокие и повседневно-интересные рубрики, географические обзоры и творческие приложения. История и современность, наука и техника, гуманитарные проблемы, образование и воспитание.

Использование материалов сайта разрешается только в интернете при указании активной гиперсылки на geliopolis.ru и указании авторов.