Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Женское дело

Интервью с Н.Н. Захаровой

Всем известно изображение сокола на обратной стороне фарфоровой посуды всегда было предметом гордости за продукцию наших земляков. При виде силуэта красивой птицы сразу вспоминается - «Дулевский фарфор», большими буквами написанное над административным корпусом завода.
Знакомое ещё по школьным экскурсиям фарфоровое производство оставалось в памяти стопками переводных картинок, любыми способами оставляемых ребятами у себя и старательно переводимых уже дома на мебель, кафель, посуду.

Фарфоровый сокол. Эмблема Дулевского завода
Фарфоровый сокол. Эмблема Дулевского завода

И вот на дворе 2003 год. Прошло немыслимое, по меркам одного человека, количество лет. А любого пришедшего на ДФЗ встречают все то же административное здание, ухоженный газон перед фасадом, доска передовиков производства. Неужели ничего не изменилось за время, когда над страной пронеслись лихие «перестроечные» ветры? Поэтому первый вопрос нашего корреспондента, заданный новому руководителю завода Н. Н. Захаровой, был в духе времени:

— Сегодня очень модно говорить о минимальном количестве управленцев на предприятии. А судя по такому огромному административному зданию, как у вас, можно предположить, что здесь в основном и занимаются только управлением.

— Само здание действительно было построено давно, — говорит Наталья Николаевна.— Но занимают его не только управленцы. На первом этаже-охрана, медпункт. Раньше завод имел столовую, занимающую большую площадь, а при нынешнем графике работы многие идут обедать домой, поэтому заводская столовая больше не требуется. Мы все живем вокруг завода в основном, да и перерыв в целых полтора часа позволяет успевать сделать многое. Третий этаж занимает заводоуправление. Выше располагаются актовый зал, профком, художественная лаборатория, ассортиментный кабинет и музей

Продолжающийся разговор, хотя и должен был охватить многие сферы деятельности завода, так или иначе перешел на одну острую тему — к недавней попытке перевода предприятия в другую собственность. Сегодня тема перекупки предприятий не сходит со страниц газет. То там, то тут говорят об акциях, их переходе из одних рук в другие. И, порой вслед за этим уже можно наблюдать тихое умерщвление производства, на котором трудится большое количество людей. Хотя, впрочем, из рыночных правил бывают и исключения.

— Мы пережили очень сложный период скупки акций нашего завода посторонними фирмами,— продолжает разговор Н. Н. Захарова. — Началось все в прошлом году, когда на городской плошади у телеграфа припарковалась «ГАЗель» с пермскими номерами с которой и стали предлагать покупать наши акции от полутора до 10 тысяч рублей. Но на самом деле по полученному где-то реестру акционеров предприятия «обработка» наших пенсионеров и работников началась заранее.

— И что последовало потом?

— Почти 9 месяцев шла упорнейшая борьба за завод, суды и прочее. Все это время предприятие держалось на специалистах. Помогали, страховали друг друга, как могли, по всем направлениям, от обеспечения сырьем до сбыта готовой продукции. Но такое напряжение все-таки отразилось на работе, показатели ухудшились. Сегодня кардинально пересматриваем практически всю заводскую жизнь. И производство, и управление, и сбыт. Кто знает, может, это был лишь первый рауцц? Время такое.

— Вы не единственные, кто столкнулся с подобной ситуацией. Многие не выдерживают и плавно переходят в руки других собственников. Почему вы оказались на высоте?

— Мне кажется, что у наших работников особенный менталитет. Может, это связано с производством, может, с некоторой нашей территориальной обособленностью. Туг ведь есть еще один важный момент: из 3000 наших заводчан только 500 — мужчины.
Ни для кого не секрет, что мужчина еще может где-то устроиться на новую работу. А как быть женщинам, которые в основном и занимаются производством фарфора? Для них завод — это жизнь. Поэтому мы с таким отчаянием и сопротивлялись. Мало того, что не продали акции, а еше и сами купили. Нужно особую благодарность выразить ветеранам, именно они принесли тот недостающий пакет акций, который оставался у них на руках. Не продали по большей цене в стороннюю организацию, а принесли на завод!

— И что теперь?

— А теперь у нас больше 75 процентов акций. Что дает нам возможность преобразоваться.

— Преобразоваться? И как вас теперь величают?

— Как ни странно, но мы преобразовались в производственный кооператив «Дулевский фарфор», и моя должность теперь называется — председатель правления (до этого были 3AO). Для нас подобное преобразование единственный выход из положения, при котором количество акций не имеет значения.

— Значит, пропал и интерес к скупке?

— Пропал. Но чего нам это стоило!

— Получается, что вы стали в некотором смысле первопроходцами в законодательских экспериментах. То есть нашли способ самостоятельно спасти предприятие?

— Выходит, что так. Нас в принципе ждало все то, что можно наблюдать, например, с шахтерами при закрытии шахт. Это был лишь вопрос времени.

— И вам не препятствовали?

— Еще как препятствовали. Мы ощущали просто бешеное сопротивление нашему преобразованию. Тогда-то мы окончательно и поняли, что избрали верный путь, — улыбается Наталья Николаевна - Потом уже, перед прощанием, наши неудавшиеся скупщики сказали: Ладно, живите, раз такие отчаянные. Но мы за вами будем приглядывать.

— Какую, по вашему мнению роль тут сыграло отчаяние? И было ли оно у вас?

— Была борьба. Мы просто боролись за свой завод. И люли на этом пути нам встретились замечательные. Сильнейшие профессионалы. Когда-нибудь про это непременно напишут книгу.

— И что же теперь у вас, кроме акций и самостоятельности, осталось?

— Во-первых, остается плата за самостоятельность в виде необходимости погашения долгов, взятых на выкуп акций Остается логотип предприятия, название «Дулевский фарфор», а вместе с ними полное, универсальное производство. Практически вся содержащаяся нами социальная сфера в визе профилактория, бани, общежития, Дома культуры. Остается и наш магазин.

— Вот о торговле начали говорить. Вопрос иа эту тему. Имеете ли вы еше какие-то торговые точки?

— Пока нет. Но продукция продается во многие регионы. На сегодняшний лень также активизировался экспорт. Америка, Канада проявляют к нам интерес. На подходе Польша, Голландия. Берут практически все.

— Неужели у них ничего подобного нет?

— Наверное, есть. Но цены!

— А у нас в стране вы как себя чувствуете? Конкуренты не давят?

— Мы выпускаем фарфор для покупателя со средним доходом. Рынок очень большой, поэтому есть, где развернуться. Хотя в России сегодня очень много импортного фарфора. Он, конечно, хорош, но на порядок дороже нашего.

— И все же, как обстоят дела с фирменными магазинами?

— В этом направлении нам необходимо осваивать Москву как регион и как рынок сбыта. Если в подмосковных магазинах наш фарфор еще можно увидеть, то в Москве его просто нет.

— И сколько же предприятий, аналогичных вашему, осталось в стране?

— Мало. На фарфоре получить сверхприбыль невозможно. Это очень сложная технология, да к тому же и сырье везут изо всех уголков нашей страны, из-за границы. Нужны сотрудники с уникальной специальностью, на которую сегодня нигде не учат. Вот у многих и нет желания что-то вкладывать в фарфор. А у нас, на завозе со 170-летней историей, работают династии, это сильно помогает.

— То есть можно прийти на завод, пройти ступеньки профессионального роста и занять достойную должность? Ну, скажем, директорскую.

— Конечно, но все зависит от профессии.

— А вы?

— Я вообще никогда не думала стать руководителем предприятия. Но обстоятельства оказались сильнее. Да и женщины наши мне оказали доверие.

— Тяжело быть женшиной-руководителем?

— Тяжело. но самое главное, это большая ответственность. А женшина более эмошюнальна, чем мужчина. Думаю, что сейчас нужно вытащить завод из создавшегося положения, а дальше будет видно. Мнение мое такое, что руководителями сразу не становятся, в директора нужно вырасти, пройдя ступеньки. Кадровая политика - очень важное дело. Хотя в последнее время это повсеместно, к сожалению. называется.

Вот так и работает старейшее, с богатым опытом предприятие. Сохраняет традиции, растит династии, развивается! Впереди не менее сложные, чем борьба за самостоятельность, задачи. Впереди прогресс. А школьники, как и прежде, будут приходить на экскурсии, запоминать увиденное, чтобы потом, через многие годы, еше раз открыть для себя «Дулевский фарфор».


Г. СПИРИН.
Фото автора.
«Орехово-зуевская правда», 16 августа 2003 года, №132 (19083)




    • Главная   • Дулёвский фарфор. Захаровы   • Женское дело. Интервью Н.Н.Захаровой  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы
Дело Кузнецовых. Интервью Н.Н.ЗахаровойФарфоровая история. Дулевский завод в советское времяФарфоровая история. Дулевский завод в постсоветском периодеЕй судьба дала шансДань моде - зеленоглазый тигренокДулевский фарфор не сдает позицийВ преддверии юбилейного 2007 годаГордость нашего краяЗавод жив и работает. Итоги деятельности ПК «Дулевский фарфор» за 2004 годН.Н. Захарова - Почетный гражданин города Ликино-ДулевоЖенское дело. Интервью Н.Н.Захаровой
История Культура Наука и техника Общество Путешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Терракотовая армия Русская игрушка Иордания. Шобак 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта