История Культура и искусство Кузнецовы Захаровы |
Наука и техника Общество Путешествия |
Фарфоровая историяДулевский фарфоровый завод в советское времяВ далеком 1832 году гжельский предприниматель Терентий Яковлевич Кузнецов основал в местечке Дулево фарфоровый завод. Выбор места был не случаен: недалеко от Гжели — центра керамического производства России, а также от Москвы — центра торговли. Вокруг завода — леса и богатые залежи торфа для обжиговых печей. В окрестных деревнях - дешевая рабочая сила.
Много воды утекло с той поры, маленький заводик давно стал известным предприятием России и Европы. Свое дальнейшее развитие предприятие получило при внуке его основателя — Матвее Сидоровиче Кузнецове. Именно он создал «Товарищество по производству фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова», в которое входило 8 заводов, став фактически монополистом. Среди его производств особое место занимал Дулевский завод. До революции здесь выпускался фарфор как для аристократов, так и более простой, так называемый «трактирный». Импортные сырье и красители, высокая квалификация работников, применение передовых по тем временам технологий позволяли выпускать продукцию высокого качества и успешно конкурировать на рынке. В 1902 году М. С. Кузнецову присвоено почетное звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Революция, а затем гражданская война лишили Дулевский завод сырьевой базы. Пришлось осваивать отечественное сырье и создавать собственные красители. Для этого на базе завода была создана лаборатория, которую возглавил С.Г. Туманов, впоследствии профессор.
В кратчайшие сроки были созданы отечественные красители и золото для декорирования. Из этой лаборатории вырос Дулёвский красочный завод, обеспечивавший в советские времена всю фарфоровую отрасль России красками, деколями и золотом. Поле кризиса 1920-х годов началась реконструкция Дулёвского завода. Главным художником стал П.В. Леонов. Под его руководством рождался новый фарфор, который поражал буйством красок, росписью в народном стиле, а также рисунками, получившими название «ситцевые» - мелкие цветочные узоры и орнаменты по всей поверхности изделий. Дулевский завод вновь начинает завоевывать призы на международных выставках. Поступательное движение вперед было прервано Великой Отечественной войной. Предприятие в рекордно коробке сроки переводится на выпуск золяторов и посуды для госпиталей. Некоторые цеха были закрыты, мужчины ушли на фронт. Война дорого обошлась дулевский фарфористам, как и всей нашей стране. В память о погибших на собранные средства был сооружен памятник, в котором замурована металлическая капсула с именами 973 дулевцев, не вернувшихся с полей сражений. Тема войны нашла отражение в творчестве художников и скульпторов. Это многочисленные лепные изделия, вазы и декоративные тарелки с портретами военачальников. В конце 1943 года скульптор А Г. Сотников начал работу над монументальной вазой «Победа». Она была закончена весной 1945 года и приобретена Центральным домом Советской Армии, ныне Музеем Вооруженных сил. Второй экземпляр находится в заводском музее, где бережно хранятся изделия местные мастеров еще с кузнецовских времен. После войны началось восстановление предприятия. Нужно было вновь набирать и обучать рабочих и специалистов. Для этой цели было создано художественно-ремесленное училище № 58, где готовили живописцев, отводчиков, формовщиков, модельщиков... В 1948 году состоялся первый выпуск специалистов. В эти годы кадры пополнились выпускниками художественных институтов. Среди них быо много талантливых скульпторов. Триумфом стало участие во Всемирной выставке в Брюсселле в 1958 году, где завод был награжден Золотой медалью, а скульптура А.Г. Сотникова «Сокол» удостоена Гран-при. Впоследствии эта скульптура стала символом и маркой предприятия. Но в послевоенной стране катастрофически не хватало простых кружек, чашек, тарелок. И ужес середины 1950-х годов Дулевский фарфоровый завод был переориентирован на выпуск изделий массового спроса.
Начались реконструкция и расширение. Вновь созданное конструкторское бюро развернуло большую работу по механизации и автоматизации производства. Именно в это время, в 1955 году, в Дулево приехал выпускник «менделеевки» Михаил Борисович Борисов, который активно включился в процесс реконструкции. Его способности не остались незамеченными. И с 1962 года он, уже главный инженер, возглавил большой коллектив инженеров крупнейшего фарфорового предприятия страны. В эти годы были созданы первые формовочные полуавтоматы, появились новые сушила, пустили первые линии толкающего конвейера, конвейеры для сортировкии шлифовки изделий. В этом же году на завод пришел природный газ, вдохнув жизнь в туннельные печи. В это время наращивались объемы производства, которые достигли к 1970 году 56 миллионов штук изделий в год.
Но посуды все равно не хватало. Поэтому в стране началось строительство нескольких фарфоровых и фаянсовых заводов.Дулевцы приняли активное участие в становлении 6 новых предприятий, делясь своим опытом с рабочими и специалистами. Одновременно было принято решение о реконструкции Дулевского фарфорового завода, осуществление которой позволило бы увеличить мощность до 75 миллионов штук изделий в год. В 1973 году директором Дулевского завода был назначен М.Б. Борисов, под его руководством был введен в строй новый производственный поток, а предприятие вышло на проектную мощность.
За производственные показатели в 1976 году Дулевский фарфоровый завод награжден Орденом Ленина. Пять переходящих Знамен были переданы предприятию на вечное хранение. Многие работники награждены высокими правительственными наградами. История завода - это история страны. Все важные события находили отклик в делах фарфористов и воплощались в работах художников. Как пример: 17 апреля 1961 году, через пять дней после полета Ю. А. Гагарина в космос, в студии Центрального телевидения Юрию Алексеевичу была вручена ваза с его портретом, выполненная дулевскими мастерами. Несмотря на то что завод был переориентирован на массовое производство, коллектив бережно сохранял и приумножал творческое наследие старых мастеров. Лучшие работы художников и скульпторов собраны в заводском музее. В 1970 — 80-е годы у людей появился выбор, стал востребован и более дорогой фарфор. 1990-е годы больно ударили по предприятиям легкой промышленности. Снижение общего уровня жизни населения сказалось на реализации продукции. Началось падение объемов производства. Нам повезло, что в эти годы завод возглавлял опытный руководитель М. Б. Борисов. С ним мы прошли трудные годы перестройки.
Н. Н. ЗАХАРОВА Следующая страница: Фарфоровая история. Дулевский завод в постсоветском периоде
|
Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор Захаровы Дело Кузнецовых. Интервью Н.Н.ЗахаровойФарфоровая история. Дулевский завод в советское времяФарфоровая история. Дулевский завод в постсоветском периодеЕй судьба дала шансДань моде - зеленоглазый тигренокДулевский фарфор не сдает позицийВ преддверии юбилейного 2007 годаГордость нашего краяЗавод жив и работает. Итоги деятельности ПК «Дулевский фарфор» за 2004 годН.Н. Захарова - Почетный гражданин города Ликино-ДулевоЖенское дело. Интервью Н.Н.Захаровой История Культура Наука и техника Общество Путешествия |
История Культура и искусство Наука и техника Общество |
Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия |
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты. Путешествия, исследования, эксперименты, открытия. |
О проекте Контакты Карта сайта |
|||