Гелиополис - Город Солнца  Терракотовая армия

Татьяна Латукова. Ведьма в лесу
Детективный роман с приключениями и переодеваниями
(скачать/читать бесплатно)




Скандинавская и финская живопись в российских музеях

В центре финской столицы на улице Булеварди стоит старинный особняк. В нем расположен Синебрюховский музей - главная художественная сокровищница Финляндии. Здание строилось в 1840-х годах промышленником Н. Синебрюховым (владельцем пивоваренных заводов) как личная резиденция. С именем одного из его наследников — Павла Синебрюхова и связана предыстория музея. Вместе с женой, актрисой по профессии, он обнаружил серьезный интерес к изобразительному искусству, развивать который им помогали знакомые меценаты, торговцы художественными произведениями. Результатом этого увлечения стала замечательная коллекция старой зарубежной живописи. В 1921 году по воле супругов коллекция живописи вместе с другими предметами художественного творчества (мебель, серебро, фарфор) была передана государству, которое впоследствии купило и их владение. В некогда жилых апартаментах, обновленных с большим тактом и вкусом, ныне размещается музей.

Немало произведений скандинавских и финских мастеров находится и в российских художественных музеях. Судьба некоторых работ занимает особое место в истории двусторонних художественных связей: портрет С. И. Мамонтова известного промышленника и мецената, написанный шведом А. Цорном в 1896 году в Париже и ныне принадлежащий Государственному музею изобразительных искусств имени А. С. Пушкина несколько раз пересекал российско-финскую границу. Путешествовало туда и обратно полотно «Прачки», написанное финляндцем A. Эдельфельтом, в свое время высоко оцененное русской критикой.

Ранней весной 1905 года в Петербурге, в Таврическом дворце, открылась историко-художественная выставка русских портретов. Ее инициатором и блестящим организатором был Cepгей Дягилев – личность удивительная, оставившая глубокий след в истории русской культуры. На выставке демонстрировалось свыше двух тысяч произведений, начиная с эпохи Петра Великого. Высказывания в прессе сводились к тому, что собранная коллекция могла бы составить «величайший музей портретной живописи в Европе». На выставке экспонировались работы мастеров из скандинавских стран – А.Рослина, В. Эриксена, Б. Петерссена, К. Мазера, A.Цорна, А. Эдельфельта. Но именно отделы портретов кисти Рослина и Эриксена, в особенности Рослина, наряду с произведениями таких русских мастеров, как Д. Левицкий, Ф. Рокотов, В. Боровиковский, В. Тропинин, О. Кипренский, К. Брюллов, были самыми внушительными.

Еще в эпоху Петра I в Россию ко двору стали приглашать иностранных художников для создания портретов царствующих особ и приближенных царского дома. Многие именитые мастера, в том числе и из Северной Европы, вписали своё слово в историю нашей культуры. В коллекции произведений скандинавских живописцев Пушкинского музея вершиной являются портреты кисти Вигилиуса Эриксена, долгое время работавшего в России.

В. Эриксен. Портрет Екатерины II в гвардейском мундире
В. Эриксен. Портрет Екатерины II в гвардейском мундире.
Масло. После 1762 г. 196 х 178.
Государственный Эрмитаж

Эриксен писал портреты Екатерины II почти каждые два года, изображая ее в рост и по пояс, в трауре по умершей императрице Елизавете Петровне, перед зеркалом, в русской костюме и в мундире Преображенского полка. Написанные в красиво сгармонированнои цветовой гамме, все они прославляли Екатерину II, и потому в отличие от портретов Рослина нравились ей. Недаром императрица приказала все их «скупить». Картины создавались на заказ для загородных дворцов российской столицы, Романовской галереи Зимнего дворца и часто копировались. Большинство этих портретов и картин пополнили коллекцию Эрмитажа, но некоторые картины заказчики и коллекционеры увозили довольно далеко от столицы.

В середине 1770-х годов царица призвала в россию Александра Рослина. К тому времени он составил себе имя в Париже, где впервые с ним познакомились многие русские. На выставке в Таврическом дворце экспонировался не один десяток парадных и интимных портретов кисти Рослина. В критике даже проскальзывала мысль о том, что популярность знаменитого шведского мастера затмила славу блистательного русского художника Левицкого. Высказывалось мнение, что и Эриксен оказал влияние на живопись Рокотова. С другой стороны, подчеркивалось увлечение Рослина писанием аксессуаров в ущерб передаче внутреннего мира персонажей.

А. Рослин. Портрет дамы
А. Рослин. Портрет дамы.
Масло. 71 х 55.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

Рослин действительно любил писать шелк, атлас, бархат, кружева, напудренные парики, с легкостью демонстрировал мастерство в передаче фактуры. Но как большой художник он стремился проникнуть и в психологию героев. Екатерина II, негодуя по поводу выполненного им портрета, заявила, что похожа на «шведскую кухарку». Один из художников заметил в связи с этим, что она «сильно ошиблась, обратившись с заказом к Рослину». Так что Рослин, стремившийся передавать свои модели в привлекательном виде, не всегда следовал этому принципу. Доказательство — портрет императрицы, один из наиболее правдивых в творческом наследии мастера. Работы Рослина «Портрет неизвестного в красном кафтане», портреты великой княгини Марии Федоровны и великого князя Павла Петровича, исполненные как парные в один год и украшавшие Романовскую галерею Зимнего дворца, свидетельствуют о блестяще сложившейся и в России судьбе художника, о том, как вдохновенно и неустанно он здесь работал.

«Русские» портреты Эриксена и Рослина говорят не только о большом художественном даровании авторов. Им суждена долгая жизнь как свидетельствам своей эпохи, историческим документам времени.

Говоря о скандинавском искусстве нельзя обойти еще одно крупное имя — скульптора Бертеля Торвальдсена, произведения которого хранятся во многих художественных музеях России . Самая большая коллекция его работ представлена в Эрмитаже. Произведения Торвальдсена попадали в Россию разными путями. Главный из них — заказы русских. Когда скульптор находился на земле своей второй родины — Италии, судьба свела с ним многих россиян. Вот почему в его наследии немало портретных статуй и бюстов наших соотечественников. Недаром Петербургская Академия художеств избрала великого датчанина почетным вольным общником. Русская художественная критика отмечала его творчество еще при жизни художника.

В XIX веке в России воспитываются собственные художественные таланты. Иностранцы работают уже реже. И всё же живописец К. Йенсен приезжал в 1840-х годах сюда за заказами, а его однофамилец скульптор Д. Йенсен, ученик Торвальдсена, прибыл в 1841 году в Петербург по рекомендации учителя и остался здесь навсегда. Затем были Мазер, Эдельфельт, Цорн.

А.Таулов. Ночь
А.Таулов. Ночь.
Масло. 61 х 82.
Государственный Эрмитаж

На рубеже ХIХ и ХХ столетий в коллекционировании картин и произведений искусства особо значительной становится роль отдельных энтузиастов. На арену культурной жизни выходят такие крупные меценаты и собиратели, как С.И.Щукин и H. A. Морозов, много сделавшие и для того, чтобы укомплектовать свои коллекции произведениями скандинавских и финских мастеров. В числе их первых приобретений были пейзажи норвежцев Ф. Таулова и Э. Мунка, работы шведских мастеров Б. Лильефорса, финская живопись — картины В. Бломстедта, А. Эдельфельта, А. Галлен-Каллелы.

Э.Мунк. Белая ночь. Девушки на мосту
Э.Мунк. Белая ночь. Девушки на мосту.
Масло. 1903. 86 х 75,8.
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина

К числу первых собирателей скандинавского и финского изобразительного искусства в России необходимо отнести и С. Дягилева. Вся его творческая деятельность первоначально была сосредоточена на стремлении установить культурные контакты между Россией и странами Северной Европы. В 1897 году в Петербурге по его инициативе устраивается первая выставка скандинавских художников, имевшая большой резонанс в российских творческих кругах. Многие из ее участников заняли впоследствии прочную позицию в истории той или иной национальной художественной школы. В 1898 году благодаря усилиям Дягилева состоялась совместная выставка русских и финляндских художников. Эдельфельту, которого иностранцы часто принимали за русского, Дягилев посвятил целую статью. С этой выставки была куплена его картина «Прачки» — гордость эрмитажной финской коллекции, где самое большое собрание работ Эдельфельта.

А.Эдельфельд. Прачки
А.Эдельфельд. Прачки.
Масло. 1893. 97 х 128.
Государственный Эрмитаж

После революции произошло несколько хаотичное перераспределение между музеями уже имевшихся в стране произведений на основе национализации собраний, подчас не учитывавшее те или иные особенности картин. В советский период основную роль в коллекционировании скандинавского и финского искусства играли частные собиратели и ценители. В собрании доктора искусствоведения И. С. Зильберштейна, положившего начало Музею личных коллекций при Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина распахнет двери, имеются произведения скандинавских мастеров — Патерссена и Мазера. Кисти последнего принадлежит портрет княгини М. Н. Волконской, жены одного из декабристов, последовавшей вслед за мужем в сибирскую ссылку. Мазер долго работал в России, побывал не только в Москве и Петербурге. Один из маршрутов привел его в Сибирь, в места ссылки декабристов. Шведский художник создал ряд их портретов.

Скандинавское и финское искусство представляют собой интересную и подчас незаслуженно обойдённую вниманием специалистов страницу общемирового искусства. Хочется надеяться, что коллекции живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства не будут лишь сокровищем запасников, а позволят самой широкой публике познакомится с творческим гением северных соседей.

М. Безрукова, кандидат искусствоведения

Материал подготовлен сайтом"Smalti.ru - Вдохновение, творчество, искусство". На сайте размещены обширные и подробные очерки по истории искусств с древних времен до наших дней. В отдельный раздел вынесены иконы и древнерусская живопись. Коллекционеры и ценители современного искусства могут провести время за выбором картин современных художников. А юных художников ждёт Арт-класс.


    • Главная   • Творческое   • Художества   • Скандинавская и финская живопись в российских музеях  


ПОПУЛЯРНОЕ


Главная      О проекте      Контакт      Идея      Правила      Участники      Карта сайта      Размещение информации       

© Geliopolis.ru, 2005-2016. Проект «Гелиополис - Город Солнца»
Информационно-развлекательный портал для широкого круга читателей всех возрастов. Общественные и частные темы, интеллектуально-высокие и повседневно-интересные рубрики, географические обзоры и творческие приложения. История и современность, наука и техника, гуманитарные проблемы, образование и воспитание.

Использование материалов сайта разрешается только в интернете при указании активной гиперсылки на geliopolis.ru и указании авторов.